В какой-то момент, наблюдая за тем, как Пиноккио с визгом скрежещущих шестеренок разделывает свою двухсотую необузданную куклу, я задался вопросом, как мы дошли до жизни такой. Невероятно, но в год, когда расширение Elden Ring все еще ждет своего часа, а Lords of the Fallen повторяет название самой средней Souls-подобной игры 2014 года, наш лучший шанс на внебрендовую Dark Souls — это корейско-итальянская кукла и ее болтливый сверчок-компаньон.
Но как-то можно вложить в руки Пиноккио огромную костяную пилу, и это кажется правильным. Хотя Lies of P спотыкается о некоторые механические неуклюжести и не может избежать своих вдохновений, это компетентная экшен-игра с уникальным набором инструментов для экспериментов. А еще более впечатляет то, что через мрачное зрелище кукольного насилия это удачное переосмысление готической сказки.
Пиноккио теперь крут. Это простое утверждение — источник многих радостей «Ложи из П»: Вместо веселой поющей куклы — металлическая машина смерти с чистым лицом и сильной аурой Тимоти Чаламета. Он — тот самый вооруженный красавчик, который нужен, когда «Эрго», чудесное, таинственное топливо, питающее кукольные автоматы вашего города, превращает эти самые куклы в легион роботов-убийц. Это настолько абсурдная выдумка, что даже в тех местах, где геймплей буксует, осознание того, что я сражаюсь как Пиноккио, и при этом все это не кажется нелепым, вызывает почти маниакальное, сюрреалистическое ликование.
Необъяснимое сходство
Основные боевые возможности Пиноккио собраны из стандартных для Souls деталей: У меня есть уклонение, легкие и тяжелые атаки — щитов нет, но я могу блокировать любым оружием. Есть здесь и немного Sekiro. Совершенные стражи обнуляют урон, если я блокирую во время узкого окна парирования, а накопление урона от Stagger открывает врагам доступ к атакам казни. И, конечно же, в игре присутствует ДНК Bloodborne: возможность атаковать и восстанавливать здоровье, потерянное при блокировании урона от фишек. В Lies of P привычное сочетается с аудиовизуальной составляющей: Шестеренки Пиноккио скрежещут, когда он атакует, а его удары рассыпаются брызгами искр, создавая приятное впечатление, что за взмахами его оружия стоит сталь, приводимая в движение поршнем.
К сожалению, Lies of P не всегда выигрывает от приглашения к сравнению. Пиноккио не так плавно переходит от одного действия к другому, как того требует мышечная память, которую я выработал в Dark Souls, и это стоило мне нескольких побед.
Ergo служит эквивалентом души. Сходство продолжается и в дизайне интерфейса, и в ярко выраженной игарнамской атмосфере Krat. Не буду врать: заимствования из предшественников Souls разительны. В какой-то момент, спускаясь в жуткий лес после боя с боссом в церкви против гигантского мутировавшего священника, я не мог отделаться от осознания того, насколько точно это совпадает с последовательностью ударов, которые я играл в Bloodborne.
Сборка оружия — единственная часть боя в Lies of P, которая действительно отличается от всего, что делала FromSoftware.
Даже одна из определяющих способностей Пиноккио, его рука Легиона, кажется апроприацией FromSoft. Это металлическая конечность, которую я могу менять у костров — простите, «Звездочеты» — для оснащения различными боевыми приспособлениями. Это как швейцарский армейский нож, если бы в швейцарском армейском ноже были огнемет, пусковая установка для кислоты и пушка в стиле Mega Man, стреляющая зарядом замедленного действия, который внедряется во врагов.
Другими словами, Legion Arms чертовски похожи на протезы из Sekiro, только здесь они более броские, чем эффективные. Если не настраивать Пиноккио, чтобы подчеркнуть их, то те несколько применений, которые были доступны мне при каждом респауне, не были настолько впечатляющими, чтобы я стал тратить расходные предметы на их пополнение, как на крутую игрушку, с которой слишком много хлопот, чтобы регулярно играть. Вероятно, для того чтобы Legion Arms действительно засияла, потребуются серьезные инвестиции в конкретные статы. Я же в основном остановился на похожем на крюк захвате Puppet String, который притягивает врагов к себе, а после апгрейда позволяет мне набрасываться на них, как Человек-паук.
Создание оружия

Сборка оружия — единственная часть боя в Lies of P, которая по ощущениям действительно отличается от всего, что делала FromSoftware. Оружие в Lies of P собирается из двух частей:
- Клинок, определяющий базовый урон, защиту и тип урона.
- Рукоятка, определяющая анимацию атаки и то, как урон зависит от статов.
Каждая часть также вносит свой вклад в одну из двух специальных атак оружия — Fable Arts, потребляющих ресурсы, как навыки Elden Ring. Найдя оружие, я могу сразу же разобрать его и комбинировать клинок и рукоять, как мне захочется. Если враг кажется невосприимчивым к косым атакам моего меча, я могу заменить его на кирку, чтобы нанести тупой урон.
К сожалению, оружие боссов нельзя разобрать — а жаль, ведь некоторые из них предлагают самые интересные приемы в игре. Но в остальном любой клинок можно соединить с любой рукоятью, даже если этого делать не следует. Можно ли надеть лезвие кинжала на рукоять великого меча? Безусловно. А булаву на рукоять рапиры, ориентированную на колющие удары? Конечно, но результат мне не понравится. Я могу свободно экспериментировать, как мне захочется, благодаря обилию материалов для апгрейдов и возможности настроить масштаб рукояти, чтобы она лучше соответствовала моим вложениям в сборку.
К концу прохождения игры мое оружие сочетало в себе проворные анимации атаки изогнутой рукояти большого меча с размахом, уроном и защитой массивного клинка костяной пилы. Отсутствие мультиплеера означает, что я не смог помериться силой своего тесака с остальным оружием мира в славных боях «Буратино», что, однако, кажется упущением.
Неудачное начало

Lies of P также добавляет дерево навыков в развитие Пиноккио, благодаря его модернизируемому — приготовьтесь сами — «P-органу».
К сожалению, неполадки с моим P-органом (такое случается со многими из нас) сделали первую половину моего игрового времени несчастной. Каждый бой казался мне скованным, и я так и не смог освоиться в бою. Оказывается, все дело в том, что я пропустил раннее обновление P-органа для уклонения Пиноккио, которое так сильно изменило отзывчивость игры, что я даже не понимаю, зачем оно вообще нужно. Lies of P гораздо лучше лежит в руках, когда вы не играете в нее с эквивалентом утяжеленной тренировочной одежды Гоку, замедляющей ваше движение.
У меня все еще есть претензии, даже с функциональным уклонением. Почти у каждого врага есть тяжелая атака, которую можно блокировать только с помощью Perfect Guard, но окна парирования слишком непостоянны, чтобы быть надежными. Местами Lies of P извлекла неправильные уроки из худших моментов своих ролевых моделей: враги могут начинать длинные, неумолимые комбо, которые съедят мой запас здоровья, если я не успею увернуться. У других есть длинные окна после атак, чтобы продолжить комбо, но они не всегда это делают, делая паузу, а затем реагируя таким образом, что это кажется дешевым. Я уклоняюсь от первого взмаха марионетки, вижу, что в других боях это было безопасным открытием, и получаю удар во время задержки атаки, когда не могу отменить уклонение. Временами казалось, что все мои варианты были плохими, когда атака шла в мою сторону.

Каким-то образом Lies of P справляется со своим мрачным пересказом «Пиноккио».
Есть несоответствие и между частями боевой логики Lies of P. Legion Arms и Fable Arts моего оружия должны стать ключевыми элементами моей личной боевой философии, но скупое управление ресурсами не позволяет мне дотянуться до них. Когда бои с боссами и так требуют от меня жонглирования здоровьем, выносливостью и долговечностью оружия, я не собираюсь искать расходные материалы, чтобы пополнить счетчики Legion и Fable, когда могу просто сделать старый добрый взмах оружием.
Некоторые бои с боссами на выбор дают то самое хорошее ощущение, как в Souls, когда учишь хореографию танца; другие же похожи на бросок костей в надежде, что мне повезет, и я попаду в мягкую череду атак, особенно когда игра начала регулярно погружаться в боссов с несколькими полосками здоровья. Все усложняется тем, что, если не считать коротких боковых путей, где можно найти спрятанные предметы и открыть двери, чтобы сократить время бега по трупам, Lies of P — это линейная игра. Если я застревал в бою с многофазовым боссом, я не мог перейти к дополнительным зонам или альтернативным маршрутам, чтобы сменить темп.
Тем не менее, после того как я понял, что могу уклоняться от атак более трети времени, у меня было несколько захватывающих моментов, когда я шел на Пиноккио в бой с моим изготовленным на заказ кукольным тесаком. Даже когда я застрял на дороге с односторонним движением в кукольном чистилище, пейзажи смягчали удар. В Lies of P по-настоящему великолепное окружение, в котором много внимания уделено архитектурным деталям и технологиям освещения. Одни из лучших моментов Lies of P наступали, когда я поворачивал за угол и передо мной открывалась любовно составленная линия взгляда на затянутые туманом руины Крата, кукольные трупы, нанизанные на спицы колеса обозрения развлекательного района в качестве предупреждения от выживших жителей города.
А фиты? Они великолепны. Я собрал целый гардероб костюмов, от пыльников для Кровавой Задницы до модных оборок, которые я могу сочетать с филигранными масками животных и носимыми ослиными головами. Пиноккио может прокладывать смелые маршруты в моде, будь то образ «смертоносного уличного сталкера» или «не в меру ретивого робота-еловика».
Нос знает

Что касается лжи, то она не слишком увлекательна, несмотря на то, что выбор диалога является новым дополнением к подобным играм (и как много значит Lies of Pmakes о том, что Пиноккио — единственная марионетка, которая может лгать). Они выступают как моменты, когда мне приходится выбирать между ложью, чтобы быть добрым, становясь при этом более человечным, или просто быть маленьким засранцем. Но эта скучная ложь имеет интересную развязку, с последствиями для сюжета, которые я с удовольствием разгадывал.
Каким-то образом Lies of P справляется со своим мрачным пересказом «Пиноккио», умудряясь включать в себя элементы как народной сказки, так и фильма 1940 года, и при этом не чувствовать себя… ну, знаете, абсурдно. Даже когда локализация ставит под угрозу атмосферу, Lies of P удается добиться удивительно жуткого тона.
В начале года я не ожидал, что меня заинтересуют связи между происхождением Пиноккио, кукольным безумием, проклятым чудо-топливом и пожеланиями звезд, но вот мы здесь. Сверчки приводят вас в странные места.