Я нахожусь по колено в болоте, занимаясь расчетами для производства алюминия: три шахтера таскают руду, значит, мне понадобится шесть насосов для воды, так что в минуту я выкачиваю около 420 кубометров глиноземного раствора, и я решил, что здесь не помешает резервуар для буфера, так что я накрыл его и забрался на вершину. Это поднимает меня выше линии деревьев, и внезапно я осознаю масштаб того, что я организовал и построил за последние 50 с лишним часов.
В двух километрах от меня виднеется возвышающееся поле охладительных башен ядерных реакторов, нагнетающих нежные белые облака. За ним — гораздо меньший, крошечный на таком расстоянии объект на скале, который я открыл 20 часов назад как свой первый алюминиевый завод. А над всем этим виднеется вершина моего главного заводского комплекса, выглядывающая из-за покрытого джунглями хребта в четырех или пяти километрах. Его почти не видно, но я знаю, что он находится посреди поля, которое можно пересечь пешком за несколько минут. В центре всего этого я вижу массивный космический лифт, его трос, видимый из каждого уголка карты, тянется вверх, к мегапроекту в небесах.
Это захватывающее чувство — знать, что ты спланировал, построил и осуществил все это строительство. В соответствии со своим названием, это игра про строительство фабрик, которая просто приносит удовольствие.
Выброшенный на неизведанный инопланетный мир, вы, как первопроходец из компании FICSIT, Inc, должны использовать передовые технологии для создания промышленной базы, способной отправлять в небо различные детали для завершения таинственного проекта «Сборка». За вашей работой следит отстраненный искусственный интеллект ADA, который говорит, что это ради выживания человеческой расы, но, похоже, больше интересуется таинственными инопланетными артефактами, чем спасением жизней.
Satisfactory берет основные атрибуты и сеттинг открытого мира жанра выживания от первого лица и смешивает их с потоком строительства фабрик и автоматизации. Вам всегда нужно несколько сотен или несколько тысяч единиц готовой продукции — металлических листов, роторов, двигателей, компьютеров, квантовых кристаллов, чего угодно — и для этого вам нужно построить и соединить цепочки машин для сбора, обработки и переработки ресурсов. Чтобы их построить, вам придется сначала разведать местность, уклоняясь от враждебных диких животных или сражаясь с ними в поисках ресурсов и оптимального места для размещения машин.
Простая установка может забирать руду из глубокой шахты, перемещать ее по конвейеру в плавильные печи, а затем отправлять полученные металлические слитки в конструкторы, которые штампуют из них панели, стержни и винты, а затем соединяют эти детали в каркас в более крупном сборщике. Установите полдюжины таких машин, и у вас быстро наберется несколько сотен каркасов, которые можно отправить на исследование с помощью удобного орбитального дрона, чтобы открыть новый уровень технологий.
Для сравнительно больших целей, например, для главной задачи «Сборка проекта», требуется несколько тысяч гораздо более сложных деталей, добываемых из нескольких различных руд, и полдюжины различных машин в разном порядке. Все это вливается в масштабную цель ранней игры: гигантский космический лифт. Роскошная анимация для него — одна из моих самых любимых некинематографических сцен в игре, когда массивный трос падает с неба, чтобы зацепиться за построенную вами базу лифта.

Игра о реализации подобных мегапроектов означает, что нужно много строить и увеличивать масштаб, и увеличивать, и увеличивать. Satisfactory понимает, что такое масштаб. Первые несколько ваших машин — коробчатые, размером с небольшой автомобиль или грузовик среднего размера, но уже на третьем и четвертом уровнях разблокированных технологий вы возводите угольные электростанции размером с таунхаус, нефтеперерабатывающие заводы с дымовыми трубами размером с жилой дом и железнодорожные станции размером с самолетный ангар. И вы делаете это десятками! В разумном нефтяном поле средней и поздней игры будет работать около 60 нефтеперерабатывающих заводов, производящих пластик, резину, мазут и многое другое. Каждый из них размером с городской дом, соединенный лабиринтом труб и конвейеров. Чтобы освободить место для шахты и обслуживающей ее железнодорожной инфраструктуры, я просто замостил большую часть озерного биома, который в игре называется Blue Crater, бетонными и стальными квадратами фундамента.
При всей своей масштабности Satisfactory не пренебрегает деталями. Одна из моих любимых деталей — горные машины — настроена так, что они бурят все глубже и глубже. В менее масштабной игре можно было бы просто позволить буру погрузиться в землю в начальной анимации и больше о нем не вспоминать. Но только не Satisfactory, которая позаботилась о том, чтобы у всех шахтеров была проработанная анимация, добавляющая новые сегменты к буровой шахте время от времени.
Собственно, строительство фабрик происходит от первого лица — с помощью чертежей, которые вы можете либо бросать от руки, либо привязывать к сетке построенных вами фундаментов. Это означает установку и размещение километр за километром сначала конвейерных лент, потом автодорог для грузовиков, потом железнодорожных путей, даже сети летающих дронов-доставщиков. Но всегда конвейерные ленты, чтобы было понятно. Все, что вы построите, нужно будет вручную подключать к растущей паутине из деталей, перемещаемых с нужными соотношениями и скоростями. Именно на это вы потратите много времени.
Самая сильная критика Satisfactory, которая у меня есть, заключается в том, что иногда это означает, что вы делаете довольно утомительные вещи. Большую часть этого времени вы потратите на то, чтобы присоединить к фабрике множество новых зданий, найти на каждом из них столб для подключения линий электропередач, нажать на порты входа и выхода для конвейеров, а затем присоединить эти конвейеры к слиянию, чтобы вся продукция выходила в одну линию. Это, попросту говоря, отнимает много времени и наводит скуку по сравнению с простым щелчком и перетаскиванием, с которым справляются другие игры про фабрики в изометрической перспективе или сверху вниз. Вы можете создавать свои собственные чертежи, которые представляют собой наборы готовых зданий, но нет никакого способа построить полную установку, которая будет начинаться и заканчиваться соединенными, работающими конвейерами. Вам всегда придется соединять все самостоятельно.
Satisfactory — длинная игра именно по этой причине. Конечно, в ней есть чем заняться, но некоторые вещи будут повторяться, что является следствием ДНК жанра survival craft, которым она наполнена. Это единственная часть игры, которая может затянуть, и чтобы компенсировать это, я бы рекомендовал играть в кооперативе с друзьями. По моему опыту, это отлично работает, и каждый новый игрок повышает эффективность команды более чем в два раза — за исключением одного человека, который тратит все свое время на то, чтобы придать зданиям фабрики красивый вид.

И это совершенно точно то, что вы можете сделать. Возможно, даже больше, чем об автоматизации, Satisfactory — это процесс создания всего этого и получение удовольствия от этого процесса. В то время как другие игры про фабрики могут оторвать от созидания, когда вы набрасываете очередную итерацию своего лучшего чертежа, в Satisfactory упор делается на строительство в трехмерном пространстве, а это значит, что вы адаптируете свой проект к ограничениям места, где вы его строите. Например, если бы у меня не было большого открытого озера, на котором можно было бы построить нефтеперерабатывающий завод, то, возможно, было бы разумнее перекачать всю нефть в цистерны и перевезти ее туда, где ее легче построить. Satisfactory выполнена в 3D не только ради удовольствия, но и потому, что пространство означает, что вы имеете дело с интересными дизайнерскими решениями в том, как вы располагаете свои здания и перемещаетесь по миру. Все инструменты и задачи автоматизации разработаны с учетом этих соображений и обоснованных выводов.
Побочным эффектом того, как сильно игра подчеркивает радость от строительства больших вещей, является то, что в ней есть тонна деталей, которые можно разблокировать и использовать для украшения, приукрашивания и вообще для того, чтобы ваши фабрики были похожи на Версаль. Фабрика Версаль. Здесь есть детали от базовых фундаментных блоков до дверей, окон, видовых окон, стеклянных стен, крыш, колонн, дорожек, лестниц, пандусов, знаков, маркировок, заборов — и все это настраивается с помощью текстур и огромной палитры цветов и рисунков.
Наслаждаться тем, как хорошо все в Satisfactory выглядит, — большая часть этой игры. Планета MASSAGE-2 (A-B)b имеет характерный дизайн, с разнообразной экосистемой, которую можно исследовать, увидеть, насладиться и иногда испугаться. Здесь есть потрясающие виды, а каждый сантиметр довольно большой (47 км2!) игровой карты явно был сделан кем-то специально. Массивные, но безвкусные открытые миры некоторых других игр на выживание не могут сравниться с ними ни по размеру, ни по разнообразию, ни по мелким деталям, которые вы находите во время исследования.
Ведь на самом деле создание эффективной фабрики — лишь часть этой игры, как и ее строительство и настройка. Другая важная вещь — это исследование мира, в котором вы находитесь, чтобы найти вещи, которые помогут вам на этом пути. В самом простом варианте это поиск новых ресурсов, по крайней мере четыре из которых требуют, чтобы вы наткнулись на них в дикой природе, прежде чем они появятся в виде того, что вы можете просканировать в поисках месторождений.
Но можно найти и более экзотические вещи — например, светящихся слизней, которые можно превратить в Осколки Силы, чтобы турбонаддуть здания фабрик, что позволит вам увеличить масштабы производства, не напрягаясь по поводу строительства новых вещей. Это настолько элегантное решение игрового дизайна, какого я еще не встречал: Оно превращает исследование, которое не является «продуктивным» для фабричного игрового цикла, в то, что приносит прямую пользу вашему уже построенному фабричному комплексу с минимальными хлопотами.

Кроме того, в скрытых местах по всему миру разбросаны инопланетные артефакты и остатки, добавляющие элемент коллекционирования к вашему опыту выживания. Это странные, тревожные объекты инопланетной геометрии: артефакты вроде светящихся пустоглазых сфер Мерсера и Сомерслопов, своего рода кристаллических уроборосов. И те, и другие, кстати, помогают вам строить фабрики, позволяя разблокировать улучшения. Сферы Мерсера, например, позволяют создать внепространственный запас деталей, так что вы никогда не останетесь без вещей, необходимых для развития вашей фабрики — благословение, которым вы будете дорожить, когда вам не придется возвращаться через всю карту, потому что в середине строительства у вас закончились кабели.
Разблокировка апгрейдов и поиск инопланетных вещей — это то, на что в основном направлено легкое повествование Satisfactory, рассказываемое ADA, когда вы разблокируете апгрейды и находите артефакты. ADA не спешит рассказывать о том, что происходит на самом деле, вместо этого призывая вас продолжать работать больше и лучше, используя смесь слабых похвал, плохих шуток про роботов и неумелых подколов. «По прогнозам FICSIT, первопроходцы должны достичь этой точки быстрее и с результатами выше среднего, но мы все должны корректировать свои ожидания в зависимости от ситуации», — сообщают они, когда вы завершаете один из этапов проекта.
Сюжет завязан на тревожных последствиях найденной вами инопланетной технологии, а также на взаимоотношениях вашего немого, страдающего амнезией протагониста с антиутопической капиталистической организацией FICSIT. Эта игра не завоевывает наград в области повествования, но она также не является чрезмерной. Это легкий развлекательный научно-фантастический ромп, который умно разворачивается, несмотря на непредсказуемый порядок игры с открытым миром, и в придачу выдает несколько хороших фраз, вызывающих мурашки по коже. «Наши кости красивее ваших», — произносит глючный инопланетный голос в одном из моментов.
И что это за песочница! Я не могу передать словами, как весело передвигаться по этому миру, чего не могу сказать почти ни об одной другой игре с автоматизацией. Satisfactory понимает, какие возможности дает перспектива от первого лица: Вы начинаете довольно медленно, но можете прыгать и проскальзывать под низкими объектами или спускаться по склонам, как в боевиках FPS. Со временем вы получаете пару дополнений к ногам, повышающих скорость и прыгучесть, и можете выполнять всевозможные приемы, которые я называю «заводским паркуром», преодолевая вершины объектов.

Затем вы получаете блестящий «зиплайн», позволяющий кататься по проводам электросети. Вы получаете реактивный ранец, а позже — парящий вертолет-рюкзак. Вы получаете маленький стрекочущий трактор, а затем большой громогласный грузовик и даже маленький спортивный исследовательский багги. Вы получаете маленький заводской картинг с мигающими лампочками безопасности. Он «хуже» других видов транспорта, поэтому ездить на нем веселее всего.
Научно-фантастический сюжет и атрибуты в стороне, Satisfactory никогда не воспринимает себя настолько серьезно, чтобы перестать предоставлять вам инструменты для игры и нарушать правила — например, милосердно позволять зданиям и конвейерам врезаться друг в друга, если вы не против эстетических жертв. При всем том, что жанр строительства фабрик — это балансировка между скоростью входа и выхода и правильной загрузкой конвейеров, Satisfactory помнит, что видеоигры также должны быть приятными и глупыми. Она превращает вашу игру в парк развлечений, где вы можете превратить этот красочный инопланетный пейзаж в произведение вашего воображения.