Я подвигался на веревке, позволяя ей удерживать меня, словно преданный партнер, пока мои руки и ноги, кричавшие от напряжения, отдыхали. Над головой скрипит последний карабин, держащий меня на отвесной скале, словно гравитация пытается забрать меня в свои объятия. Соленый ветер с некогда морского дна щиплет щеку. В этот момент я чувствую себя как никогда в безопасности.
Это Jusant — возвышенная игра о скалолазании с легкой и интуитивной механикой, прощающей систему выносливости, без сложных деревьев навыков и изнашиваемых предметов. Повествование мягко раскрывается через исследование окружающей среды и открытия, создавая медитативный, захватывающий опыт. И хотя игра не идеальна, её простота и чистота делают Jusant выдающейся даже в насыщенном игровыми релизами году.

Вертикальное восхождение
Jusant — это прежде всего игра о скалолазании, с элементами, напоминающими Grow Home 2015 года, но одновременно близкая по духу к The Pathless, Abzu и Journey — проектам, посвящённым исследованию таинственных, разрушенных миров. Вы играете за молодого альпиниста, который несёт младенца-«балласт» — летающее существо, способное восстанавливать воду в пустошах, обезвоженных загадочным астрономическим явлением, называемым Юсант. По мере подъёма по вертикальной башне, центральной в мире игры, вы сталкиваетесь с остатками давно исчезнувших цивилизаций, некогда населявших этот мир.
Процесс лазания интуитивен: нижние плечевые кнопки контроллера отвечают за подъем и удерживание на вертикальных поверхностях, верхние — за наматывание и сматывание веревки. Левая лицевая кнопка закрепляет карабин, правая снимает его, а нижняя лицевая помогает забраться на ровную поверхность или прыгнуть, когда это необходимо. Игра быстро обучает базовым механикам на начальном уровне, а настоящий вызов начинается, когда нужно объединить все эти простые действия, чтобы эффективно карабкаться куда угодно.
Юсант не требует от игрока мучительных попыток пройти конкретный участок башни. Механика реалистично показывает нагрузку на скалолаза: каждое движение отнимает выносливость. Если она заканчивается, вы возвращаетесь к последнему закреплённому карабину. Выносливость можно восстановить, отдыхая на контрольных точках, а с помощью трёх питонов создаются мини-проверочные точки. Падения не наносят урон, поэтому внимание остаётся сосредоточенным на восхождении. В сочетании с уникальными способностями балласта — рост растений, чтобы взобраться выше, и указание целей — Jusant побуждает игроков наслаждаться путешествием вверх, делая каждый шаг увлекательным и осмысленным.

Большую часть информации о каждом районе башни, через который я прохожу, я получаю из писем, подробно описывающих повседневную жизнь, надежды и страхи людей, некогда населявших эти места.
Помимо базовой механики восхождения, Jusant заставляет вас чувствовать каждое движение вашего персонажа — от того, как скалолаз тянется к следующей зацепке, до того, как веревка слегка колеблется под весом, когда вы перемещаетесь по стене. Балласт здесь не просто декоративный элемент: он становится живым помощником, открывая новые пути, растя лианы и растения, по которым вы можете забраться, или освещая скрытые уголки башни.
Взаимодействие с балластом создает ощущение партнерства: вы постоянно оцениваете его возможности, планируете маршрут и синхронизируете свои действия с его способностями, что делает каждое восхождение более осмысленным и стратегическим. Именно благодаря этому Jusant превращает даже самые простые движения в увлекательное и медитативное приключение, заставляя игрока буквально чувствовать себя частью окружающего мира.
Тайны башни
С самого начала путешествия в Jusant игрок сталкивается с множеством загадок. Одни просты: кто вы, что такое балласты, зачем мы здесь? Другие гораздо сложнее и не всегда имеют ясные ответы: что такое «Юсант», кто построил массивную башню, и зачем она вообще существует? Основной импульс игрока — исследовать окружающий мир в поисках объяснений, но сама игра ставит упор на восхождение. Ответы открываются постепенно, по мере того как вы поднимаетесь выше.
Большая часть информации о районах башни приходит через письма, описывающие повседневную жизнь, надежды и страхи людей, некогда населявших эти места. Ракушки позволяют вообразить звуки, которые они издавали; незаконченные каирны дают возможность отдать дань ушедшим цивилизациям; настенные произведения искусства раскрывают значение балластов. Особый интерес представляют страницы журнала Бьянки — молодой альпинистки, которая ранее отправилась в экспедицию на вершину. Через её взгляд вы выбираете свой собственный путь и решения.
Jusant состоит из шести глав с четырьмя уровнями башни, каждый из которых уникален по архитектуре и экологическим условиям. Игра оставляет многое открытым для интерпретации: письма и дневники скорее демонстрируют утрату знаний и историю цивилизаций, чем дают прямые ответы. Записки, оставленные друзьям и родственникам, записи об эвакуации и закрытии газет создают ощущение одиночества и неизвестности. Удастся ли вам разгадать все тайны башни и подняться на её вершину? Счастливого восхождения.