Как человек, выросший на трилогии Dragon Ball Z: Budokai и лишь ознакомившийся с последующими играми Budokai Tenkaichi, признаюсь, что мне было горько, когда я впервые услышал о Dragon Ball: Sparking! Zero. В моих глазах ущербная трилогия игр для PS2 возвращалась, а мне оставалось только сидеть и смотреть. И я смотрел, как Dragon Ball Sparking! Zero взлетела на летающем нимбе прямо на вершину тотемного столба игр Dragon Ball.
Если до Budokai игры Dragon Ball были в основном 2D-боевиками, то Tenkaichi (она же Sparking в Японии) стала первой игрой, в которой бои были показаны как в аниме-сериале, превратив арену в открытую зону, а не в типичный для файтингов вид сбоку. Это означало, что в бою появился совершенно новый уровень: вы летали по арене, имея дело с высотой, полностью 3D-перемещением, позиционированием и множеством ударов по горам.
За 17 лет, прошедших после Tenkaichi 3, бесчисленное множество игр Dragon Ball пытались повторить ту же самую суть. Ни одна из них не смогла. Они варьировались от хороших до ужасных. К счастью, Sparking! Zero — это не Tony Hawk Pro Skater 5; она передает ощущения от той классики для PS2. Я чувствовал себя как дома, играя в нее весь день, как будто мне снова 12 лет и я делаю перерывы только для того, чтобы посмотреть на YouTube AMV Vegeta x Papa Roach Last Resort.
Бои здесь такие же безумные, как и раньше. Несмотря на то, что она не такая глубокая, как в Street Fighter или Tekken — вы не будете запоминать длинные комбо-вводы или данные о кадрах атаки, а в основном будете нажимать квадрат и треугольник, — она сложна с точки зрения механики. Во время боя вам придется перемещаться, телепортироваться, заряжать ки и вызывать трансформации. Как только я вошел в этот поток, мне было трудно удержаться от того, чтобы не впасть в восторг, когда я бил злодея Фризу и разносил его на куски с помощью конечного движения, которое награждало меня яркой, захватывающей анимацией.
Это очень много, иногда даже чересчур, и Sparking! Zero не самый интуитивный туториал. Есть меню, полное сценариев для более глубокого обучения, но пользоваться им довольно сложно, так как нужно вручную выходить из каждого урока и переходить к следующему. Вся информация здесь есть, но ее можно было бы преподнести в более увлекательной форме, которая не добавляла бы утомительности и без того крутой кривой обучения. Навигация по меню в целом немного грубовата. Анимация главного меню, когда Гоку летит к группам персонажей, — милая деталь, но она добавляет задержку между переходами. А экран выбора персонажа может стать кошмаром для навигации.
Самым привлекательным моментом в играх Budokai Tenkaichi всегда был огромный состав персонажей. Если вы хотите, чтобы афроголовый человеческий комик Мистер Сатана сразился с отцом Гоку или с Богом Разрушения, вы можете это сделать. И Sparking! Zero в количестве 182 человек вполне соответствует этому. В нем много общих приемов (29 слотов для персонажей принадлежат Гоку), но голосовые реплики и специальные способности уникальны для каждого персонажа. В это число входит множество специфических форм, поэтому, хотя Гоку (Супер) может превращаться в Супер Сайян Синего Гоку, он все равно считается одним из 182. Но есть еще отличные, неожиданные и редко встречающиеся персонажи из фильмов, такие как Терлес (по сути, Злой Гоку), бойцы из аниме-филлеров, такие как Чеснок-младший, и даже представители из нелюбимого неканонного сиквела GT, такие как Малыш, пришелец-паразит, который на время завладел телом Вегеты.

Сюжетный режим позволяет вам следовать за одним из восьми бойцов через Dragon Ball Z и Dragon Ball Super (охватывая основные четыре арки и канонные фильмы из Z, и только поздние арки Future Trunks / Tournament of Power из Super). За исключением Гоку, они не являются всеобъемлющими (Гохан начинается с саги Cell, а другие появляются только в некоторых сериях). Вы знаете, чего ожидать, если видели сериал или играли в игры раньше, но Sparking! Zero отличается тем, что в нее включены сценарии «что-если», а не стандартные пересказы.
Если вы отклонитесь от основной истории (скажем, Гоку победит своего брата Радица, не умерев), вы попадете в «Sparking Episode», рассказывающий альтернативную сюжетную линию, например, где Гоку пробуждает свои суперсайянские способности во время боя с Вегетой, а не позже. В одном из эпизодов Гохан побеждает Золотого Фризу эпохи Супер, в результате чего главный злодей Замасу становится Гоханом Черным, а не Гоку Черным (другой версией Злого Гоку) в будущем Транкса. Для тех, кто только присоединился к нам, просто знайте, что я уже 20 с лишним лет играю по одним и тем же сюжетным линиям, так что возможность повлиять на них в этот раз — большой плюс. Эти отклонения превращают игру из добротного воссоздания саги в обязательный режим для фанатов Dragon Ball. Кроме того, в игре есть короткие сценки в стиле «ой, ты выиграл», когда вы побеждаете в несвойственном вам бою, которые служат небольшим перекусом в альтернативном времени.
Бонусные эпизоды позволяют вам принять вызов, например, Мистеру Сатане сразиться со всеми (канонически гораздо более сильными) бойцами Z. В игре есть 30 готовых заданий, но вы можете создавать собственные сценарии и выкладывать их в сеть. Несмотря на ограничения, такие как необходимость вставлять слова в заранее написанные предложения вместо того, чтобы писать собственные диалоги, это классная система, полный потенциал которой мы увидим еще не скоро.

Несмотря на эти забавные побочные сюжеты, Sparking! Zero попадает в ту же ловушку, что и все игры про Dragon Ball: она слишком сосредоточена на Dragon Ball Z. Понятно, что Z — самая популярная, но, учитывая, что за время, прошедшее с последней части, вышел Dragon Ball Super и несколько фильмов, было бы неплохо, если бы игра была более современной. А в оригинальной серии Dragon Ball фигурирует только Кид Гоку, что очень обидно, ведь было бы забавно увидеть, как наемник Тао Пай Пай (которого победил ребенок Гоку) смиряется с 30-летним анимешным масштабированием силы и берет верх над таким антагонистом, как Джирен из Super.
Несмотря на бешеный темп сражений и большие арены, игра отлично работает в режиме 1440p/60fps на высоких настройках и кажется очень хорошо оптимизированной. Хотя мне так и не удалось запустить игру в Steam Deck, надеюсь, это будет исправлено в патче первого дня. Мне также удалось лишь на короткое время протестировать онлайн, но пока что он кажется неплохим в том же регионе, хотя временами возникали проблемы.
Dragon Ball: Sparking! Zero — это новый эталон для игр Dragon Ball. В ней прекрасно передана магия оригинальных игр Tenkaichi, а свежий подход к хорошо знакомому сюжету и глубокий состав персонажей служат окончательным воплощением классики Акиры Ториямы (по крайней мере, на данный момент). Когда это чистый Dragon Ball, который знают и любят миллионы, он великолепен; когда он погружается в «что если» с помощью Sparking Episodes, Zero действительно превосходит его.