За годы я прошёл множество визуальных новелл и приключенческих игр, но Stray Gods: The Roleplaying Musical ощущается совершенно иначе. Здесь история развивается не просто через диалоги или текст, а через полноценные музыкальные номера, где сюжет и характер персонажей передаются песнями. В игре звучат голоса известных актёров: Лоры Бейли, Троя Бейкера, Эшли Джонсон, Фелиции Дэй и Рахула Кохли. Большую часть времени Stray Gods держит в напряжении и увлекает, хотя местами её подворачивает недостаток внимания к мелким деталям.
Stray Gods переносит греческую мифологию в современный мир, помещая игрока в роль Грейс — молодой женщины, бросившей колледж, которая оказывается втянутой в дела богов, включая Аполлона, Афродиту и Афину. Она получает силы Каллиопы, последней из Муз, необычным образом: Каллиопа погибает, но перед смертью передает Грейс свои способности, как бы переписывая линию судьбы и втягивая героиню в мир, где боги и музыка управляют событиями.

Это не проходит бесследно для внешности Грейс, и понятно, что некоторые боги винят её в смерти Каллиопы. Здесь на помощь приходит сила Музы: Грейс способна заставлять людей выражать свои эмоции через песню, что помогает раскрывать тайны, выяснять, кто стоит за гибелью Каллиопы, и очищать собственное имя. Кроме того, игра позволяет развивать романтические линии с некоторыми персонажами, если вы захотите.
Музыкальные номера пронизывают всю Stray Gods, и именно через них принимаются ключевые решения. Каждая песня включает чувствительные к времени варианты, которые позволяют по-разному интерпретировать реплики — от обаятельного и сочувственного подхода до холодного, умного или вспыльчивого поведения.
Выбор стиля исполнения влияет на развитие самой песни: нежный, очаровательный подход делает композицию мягче и плавнее, тогда как более резкий тон придаёт ей ритмичность и напряжённость. В зависимости от выбранного направления одна и та же песня может звучать совершенно иначе. Я заметил, что даже при частой смене тональности в одной композиции она оставалась цельной и гармоничной, не теряя музыкального потока и эмоционального воздействия.

Все три стиля исполнения можно свободно выбирать не только во время песен, но и в обычных диалогах. Эта система завязана на типе личности, который игрок выбирает в начале игры, предоставляя доступ к уникальным вариантам диалогов. Это приятная деталь, хотя у меня периодически возникало ощущение, что я выбрал наименее удачный из трёх вариантов. Другие типы личности казались более подходящими, а возможность добавить новый тип открылась только примерно на середине прохождения.
Большинство песен мне понравились, особенно первая, а также номер, в котором я помогаю влюблённому (и глухому) минотавру Астериону признаться в своих чувствах перед возвышающейся над ним Гекатой. Рахул Кохли в роли Астериона звучит великолепно, а маслянистый, гибкий голос Лауры Бейли в роли Грейс одинаково приятно воспринимается во всех стилях исполнения, придавая каждой песне особую эмоциональную окраску.
Звуковые колебания
Главная претензия к саундтреку Stray Gods заключается в том, что свобода выбора исполнения приводит к ощущению музыкальной фрагментарности. В композициях почти нет сквозной линии или лейтмотива, а широкое экспериментирование с различными стилями мешает сформировать запоминающуюся последовательность. Временами ощущаются отголоски предыдущих песен, а финальный номер пытается перекликаться с тем, что было раньше, но после нескольких часов игры трудно вспомнить конкретные мелодии или тексты, которые звучали в начале.
Stray Gods страдает несоответствиями не только в музыке. Для проекта, где звук играет ключевую роль, создается впечатление, что микшированию было уделено недостаточно внимания. Особенно это заметно в сценах с обычными диалогами, где громкость персонажей сильно различается. Приходилось постоянно регулировать уровень звука — то прибавлять, то убавлять, чтобы не пропустить тихие реплики Каллиопы и не оглохнуть от более громких фраз Пэна. Несмотря на мастерскую игру актеров, перепады громкости отвлекали и мешали полностью погрузиться в историю.

Игра в стиле комиксов впечатляет своим художественным оформлением, хотя стиль иногда меняется. Грейс выполнена просто великолепно: ее дизайн сопровождается множеством выразительных иллюстраций, которые усиливают эмоциональные моменты сюжета. В сценах, где она на грани слез, мое лицо отражало те же эмоции. Окружающие локации, будь то квартира Грейс с другом и потенциальным возлюбленным Фредди или офис богов на Олимпе, выглядят так, будто сошли с глянцевых страниц комикса прямо на экран. В целом Stray Gods впечатляет визуально.
В то же время некоторые персонажи кажутся удивительно плоскими и плохо вписываются в художественный стиль игры. Особенно это заметно у Астериона и Афродиты, которые выглядят скромнее на фоне тщательно прорисованных спутников.
Хотя это может расстраивать, качество работы студии Summerfall Studios ощущается в каждой сцене, и любоваться графикой по-настоящему приятно. Музыкальные номера и неподвижные изображения Stray Gods проработаны с большим вниманием к деталям. Сценарий остроумен и вовлекает: великие греческие боги предстают перед игроком как несовершенные личности, каждый из которых несет собственные травмы и переживания.

Решения и диалоги
Каждое решение в Stray Gods ощущается весомым. Мне особенно понравилось, что ни один выбор не представлен в чисто черно-белом виде, и ни один путь не является морально безупречным. Это делает некоторые моменты повествования особенно сложными, порождая действительно трудные решения, и мне не терпится вернуться, чтобы попробовать альтернативные варианты и посмотреть, чем они обернутся. Обычно я люблю просто слушать диалоги, но здесь я с удовольствием впитывал каждое слово, исследовал все необязательные ветки сюжета, чтобы лучше понять мир игры и персонажей.
Тем не менее, стоит отметить странную непоследовательность функции пропуска диалога. Иногда нажатие кнопки ведет себя так, как ожидаешь — ускоряет переход к следующей реплике. В других случаях она срезает целые куски диалога, включая важные сюжетные моменты. Не до конца ясно, задумана ли такая работа системы, но в результате у меня возникли сомнения, стоит ли пользоваться этим инструментом вообще.
Жаль, что Stray Gods имеет такие шероховатости, ведь это удивительно оригинальный и эмоциональный опыт. Чтобы игра полностью раскрылась, ей нужно немного больше полировки: тщательная работа с микшированием звука, внимание к некоторым актерам и небольшая доработка презентации. Если вы сможете закрыть глаза на эти мелкие огрехи, перед вами откроется одна из самых очаровательных визуальных новелл последних лет — по-настоящему трогательная и увлекательная.