Обзоры игр

Обзор на Starfield

Обзор на Starfield 1

Чем больше я провожу времени в Starfield, тем сильнее моя симпатия к игре — по тем же причинам, что и к другим ролевым песочницам от Bethesda. Интересное сочетание структурированных квестов и непредсказуемых систем создает моменты, которые ощущаются более личными и запоминающимися, чем во многих других играх.

Тем не менее, удовольствие от игры пришло не сразу. Введение в Starfield удивительно прямолинейное для RPG от Bethesda, а первые локации, включая столицу Новую Атлантиду, кажутся довольно скучными. Понадобилось около десятка часов, чтобы я начал действительно наслаждаться процессом. Всё изменилось, когда один из персонажей пропустил основной квест, а другой решил пренебречь им и стал начинающим наркобароном — именно тогда Starfield показала свои неожиданные, живые и захватывающие моменты.

Starfield — самая масштабная ролевая игра Bethesda на сегодняшний день, и она во многом напоминает Skyrim и Fallout 4, даже больше, чем я ожидал. Однако ей всё же не хватает величия этих легендарных игр. Главные компаньоны порой не имеют яркой индивидуальности, многообещающие квесты часто завершаются разочаровывающе, а исследование космоса не ощущается как грандиозное приключение. Несмотря на это, мне понравилось многое в Starfield — игра действительно огромна, как обещали разработчики, но она не дарит того эпического космического опыта, на который я рассчитывал.

Медленный взлет

Обзор на Starfield 3

У ролевых игр Bethesda есть традиция впечатляющих вступлений: заговор и побег через канализацию в Oblivion, проживание детства в Fallout 3 и, конечно, культовая поездка в повозке на казнь в Skyrim. Поэтому почти удивительно, насколько скромным и спокойным кажется начало Starfield.

В итоге именно мои спутники по космическим приключениям стали одной из самых запоминающихся и любимых составляющих Starfield.

На дворе 2330 год, человечество колонизировало галактику, а вы — обычный шахтер на далекой планете, который в первый же день работы находит загадочный артефакт. Сразу после этого начинаются первые шаги в мире Starfield: вы стреляете в пиратов, осваиваете управление космическим кораблем и встречаете исследователей, входящих в организацию «Созвездие», которая ищет артефакты, похожие на ваш. Я все ждал какого-то «вау»-момента, который бы заставил игру выйти за рамки учебного пособия по освоению механик, но первые часы знакомства с Starfield прошли без особых сюрпризов.

Следующие несколько часов тоже не впечатляли. Я исследовал футуристический город Новая Атлантида: небоскребы в научно-фантастическом стиле выглядели так, будто их нарисовали для заднего плана фильма Star Trek. Я поднимался и приземлялся на случайно сгенерированных планетах, осматривал инопланетную флору и фауну, минеральные залежи и разрозненные исследовательские лаборатории, населенные злобными космическими рейдерами, а затем возвращался в город, не испытывая особого восторга от своих находок.

Даже в этих спокойных первых часах игра демонстрирует потенциал: взаимодействие с командой, исследование планет и постепенное погружение в галактический мир создают ощущение, что, несмотря на медленный старт, впереди ждет что-то большее.

Обзор на Starfield 5

Первые спутники из Созвездия, которых я встретил, оставили меня равнодушным: приятный мужчина, приятная женщина и еще один приятный мужчина. Они были милыми и дружелюбными, но этого было недостаточно для настоящего компаньона. Где же чудаки, которых Bethesda умеет создавать так мастерски? Где в Starfield версии Ника Валентайна, Цицерона или Кюри? Даже робот Васко показался скучным… Постойте, разве раньше Bethesda не умела делать интересных роботов?

К счастью, после того как я оставил позади эти первые часы, игра начала показывать свои сильные стороны. Сначала это проявилось через выбранные черты персонажа. Одна из них подарила мне родителей среднего возраста, вышедших на пенсию, которых я должен был поддерживать еженедельным пособием. Поначалу они были просто милыми и благожелательными — интересовались моей новой работой в Созвездии, обсуждали мои подвиги в новостях. Но вскоре они начали неожиданно появляться в самых неподходящих местах, что было одновременно смешно и трогательно.

Мои космические друзья в итоге стали одной из самых любимых частей Starfield: у каждого из них было свое маленькое приключение на фоне моего большого путешествия, и их появления в галактике никогда не сопровождались маркерами квестов — что особенно приятно в типичной для Bethesda игре. Забавно, что все они путешествовали по звездам за мой счет. Всего одна эта черта (при создании персонажа можно выбрать до трех) принесла больше впечатлений, чем все разочаровывающие «жизненные пути» в Cyberpunk 2077.

Особенно приятно было встретить интересную спутницу, Андрею. Хотя она не дотягивает до выдающихся предшественниц из предыдущих RPG Bethesda, её сложное, постепенно раскрывающееся прошлое и отличная игра Сисси Джонса сделали её по-настоящему запоминающейся. Важнее всего, что совместные путешествия с Андреей прокачали мои навыки скрытности и карманника. А когда я загрузил в её инвентарь кучу лишнего оружия, потому что сам не мог его носить, она выбрала массивный гатлинговый пистолет в качестве основного — что, признаюсь, было чертовски романтично.

Действия фракции

Обзор на Starfield 7

Хотя Новая Атлантида оставила меня равнодушным, встречаются и более интересные поселения. Акила-Сити выглядит как деревенский городок Дикого Запада, перенесённый на необжитую планету: грязные улицы, оживлённые салоны, дух приключений — прямо как Валентайн из Red Dead Redemption 2, только в космическом антураже. Пожилой маршал в кожаном пыльнике сразу же попросил меня вмешаться в дело о недавнем ограблении банка. Кто, как не я, чужак на этой планете, сможет помочь ему провести напряжённые переговоры с вооружёнными бандитами и вернуть порядок в город?

Бесчисленные перестрелки, несколько охот за беглецами и главный антагонист, которого предстоит свергнуть — всё как в классическом вестерне.

После того как я решил проблему марсальского города — не договорившись и устроив перестрелку со всеми — я быстро записался в космические рейнджеры Коллектива Фристар. По сути, это космическая полиция, но хотя бы с возможностью носить эффектную шляпу. Так началась цепочка фракционных квестов, вдохновленных классическим вестерном: скромного фермера обижают наемники, а мне предстоит вмешаться. Серия заданий проходит через разнообразные научно-фантастические локации — огромное кладбище мехов, шахта внутри кристаллического астероида — и сопровождается множеством перестрелок, несколькими охотами за беглецами и большим злодеем, которого предстоит свергнуть, как в настоящем вестерне. Игре удается добавить и исторический пласт во вселенную Starfield: на поверхность всплывают гнев и горечь давно минувшей войны.

Пока я наслаждался ролью космического ковбоя, я также выполнял основные сюжетные квесты, чаще всего связанные с поиском артефактов. Некоторые задания оказались особенно интересными, например, когда один артефакт уже оказался у эксцентричного коллекционера, превратившего свой огромный звездолет в музей диковинок и не желавшего расставаться с любимым экспонатом. Главный квест также представил повторяющегося врага, действующего как драконы в Skyrim: высокоуровневая угроза, которая внезапно появляется, когда вы заняты другими делами, и неизменно приводит к бою, практически идентичному предыдущим встречам. Возможно, это не дракон, но он определенно умеет затянуть процесс.

Обзор на Starfield 9

Еще больше разочаровывает почти идентичный набор основных квестов, связанных с посещением древних храмов. Кажется, будто Bethesda просто размножила одну и ту же схему на разных планетах: высадка на планету, бег по прямой к храму, затем внутри — выполнение того же самого, что и в предыдущем задании. Награды иногда отличаются и бывают неплохими, но сами храмовые миссии интересны лишь один раз, в первый заход, а дальше превращаются в рутинную, почти бездумную работу.

С другой стороны, передвижение в Starfield стало заметно удобнее по сравнению с предыдущими играми Bethesda, и это приятно облегчает долгие путешествия по планетам.

Главный сюжет при этом оказался довольно креативным. Когда я узнал, что Starfield будет посвящена поиску таинственных древних артефактов, спрятанных глубоко внутри планет, я был уверен, что предскажу конец истории. И с радостью могу сказать — я оказался абсолютно неправ (и почти все теории на Reddit тоже!). Сюжет главного квеста умудрился несколько раз искренне удивить меня, а способность игры удивлять — всегда в плюс. Завершение основной линии открывает возможность «Новой игры+», позволяя сохранить персонажа и навыки, но начать приключение с самого начала — логичное решение, которое добавляет реиграбельности.

Космическая стрельба на максимуме

Обзор на Starfield 11

В Starfield мне удалось выкрутиться из множества передряг — в том числе я мирно урегулировал последнюю стычку главного сюжетного квеста — но настоящая сила игры проявляется в самых масштабных сражениях, которые я помню в ролевых играх Bethesda. К счастью, стрельба здесь ощущается так же удовлетворительно, как и в Fallout 4 (за исключением VATS), а арсенал настолько разнообразен, что едва помещается в радиальное меню. С самого начала я наткнулся на пистолет, полностью игнорирующий броню противников — настоящий чит-код, который помогает завершать бои быстрее, особенно после повышения навыка владения оружием. А винтовка, урон которой растет с каждым успешным попаданием, мотивировала меня метко стрелять и не промахиваться.

В моем распоряжении оказался буллпап с радиоактивным уроном, снайперская винтовка, наносящая двойной урон целям с полным здоровьем, и лазерный пистолет, который буквально «забирает» больше аптечек у врагов, чем обычно. Я немного поигрался с модификациями оружия, похожими на систему доработки Fallout 4, но особой необходимости в этом не было — уже случайно найденные моды и насадки делали каждый новый ствол по-своему уникальным и эффективным.

Даже странствуя сквозь всю галактику в Starfield, я не ощущал настоящего движения или цели.

Мой арсенал дополняет бустпак, который позволяет взмывать в воздух во время боя. Чем ниже гравитация на планете, тем выше и быстрее я поднимаюсь. Засада фанатиков, поклоняющихся змеям, или гигантских космических тараканов? Легко — достаточно взлететь на 6 метров и прицелиться им в голову. Враги и компаньоны тоже могут получать усиление, но совсем немного. По сути, вы превращаетесь в Драконорожденного с реактивными ранцами.

Передвижение в Starfield стало заметно лучше по сравнению с предыдущими играми Bethesda. Ваш персонаж цепляется за выступы, углы, ветви деревьев и почти всё, что встретится на пути, позволяя прыгать через подиумы, крыши, космические корабли или любые препятствия. Система передвижения настолько гибкая, что кто-то мог бы внедрить её в Skyrim: взобраться на вершину Хротгара заняло бы меньше минуты.

Звёздное блуждание без восторга

Обзор на Starfield 13

Мой энтузиазм от роли космического ковбоя слегка подорвал сам процесс полёта. Я не ожидал, что Starfield превратится в полноценный симулятор корабля уровня Elite Dangerous или подарит свободу исследования как в No Man’s Sky, но всё равно ощущение пустоты неизбежно. Ни волнения от запуска двигателей, ни благоговения при посадке на новую планету — ничего этого нет. Несмотря на то, что я пересёк галактику от края до края, ощущение настоящего путешествия так и не появилось.

Вы выбираете звезду на карте галактики — появляется солнечная система. Кликаете на планету — она увеличивается. Выбираете луну — ещё увеличение. Щёлкаете по месту приземления — и видите сцену высадки. Полёты, стыковки, посадки и высадки на поверхность проходят как череда роликов, черных экранов и загрузок.

Хотя это в целом соответствует моим ожиданиям, впечатления остаются скромными. Пассажирские или грузовые миссии присутствуют, но они не вызывают удовлетворения: несколько кликов — и задача выполнена. С течением времени космические перелёты начинают ощущаться одновременно слишком быстрыми (щёлк — и ты уже на планете) и слишком медленными (ещё один повторяющийся ролик стыковки на станции?), лишая момент настоящего масштаба и величия.

«А тут ещё и сами планеты и луны. После долгих лет ожидания 1000+ миров Starfield впечатляют — они действительно прекрасны.»

Я не знаю, как это иначе сказать: исследовать планеты в Starfield… в целом, нормально. Многие из них представляют собой скучные, безжизненные шары, как и положено в полуреалистичной галактике. Но есть и настоящие жемчужины. Первым делом я установил на одной из них маяк и начал строить базу. В большинстве звездных систем хотя бы одна планета изобилует растительностью и населена странными инопланетными существами, которые скользят, топают или хлопают. Даже на бесплодных мирах встречаются интересные точки, разбросанные по участку, на котором вы приземляетесь.

Обзор на Starfield 15

Некоторые из этих точек действительно привлекают внимание, например, гигантский грибной лес (и трупы неосторожных ботаников, решивших посетить его без шлемов), руины впечатляюще большого промышленного форпоста, массивные ледяные зазубрины или внушительная скальная формация, ради которой стоит пройти тысячу неспешных метров по поверхности планеты, чтобы сделать фотографию. Эти достопримечательности захватывают в первый визит, но к пятому посещению их эффект заметно снижается.

В исследовании планет Starfield ощущается отсутствие того, что делает открытые миры Bethesda такими живыми: вы отправляетесь к цели и по пути сталкиваетесь с неожиданностями — встречаете NPC, слышите соседние споры, натыкаетесь на новые квесты и почти не доходите до изначальной цели, так как появляется множество дополнительных дел. В городах такие моменты присутствуют, и время от времени при выходе на орбиту вы сможете заметить сигнал или получить сообщение от другого корабля, но во время самой прогулки по поверхности планеты этой живости почти нет.

Обзор на Starfield 17

Одним из немногих удовольствий от путешествий по галактике является возможность полюбоваться своим космическим кораблем. В Starfield корабли действительно впечатляют — стильные как снаружи, так и внутри, и порой удивительно огромные. Жаль только, что поводов проводить время внутри корабля немного. Когда пересечение галактики сводится к нескольким кликам мышью, мало смысла задерживаться в салоне со всеми его отсеками, модулями и лестницами (да, Bethesda наконец-то сделала лестницы рабочими).

Наиболее захватывающим моментом становится бой с вражеским кораблем на орбите, где его можно вывести из строя, не уничтожая полностью, а затем захватить на абордаж. Вы пробираетесь по кораблю противника, отсек за отсеком, уровень за уровнем, сталкиваясь с десятками врагов и иногда с автоматической защитой. Каждая такая миссия ощущается как напряженное, тщательно продуманное приключение, где корабль превращается в смертельно опасный лабиринт. Вишенка на торте: если вам понравится захваченный корабль, вы сможете добавить его в свой собственный флот.

Свобода среди звезд

Обзор на Starfield 19

Для меня настоящее удовольствие в ролевых играх Bethesda всегда скрывается не в главном сюжете или официальных заданиях, а в самой песочнице — в свободе ставить собственные цели и придумывать личные истории. Примерно через 75 часов я отправил на пенсию своего полезного космического рейнджера, собирающего артефакты, и создал нового персонажа, полностью игнорируя основной квест. Освободившись от туториала, я сразу направился в Неон — густонаселённый и суровый киберпанковский мегаполис на океанской планете, где кишат банды, наркоманы, теневые агенты и продажные охранники. Идеальное место для начала криминальной карьеры.

Starfield даёт мне возможность создавать собственную криминальную историю, которая уже увлекла меня сильнее большинства официальных квестов.

Я сразу же окунулся в преступный мир, заметив арест контрабандиста наркотиков. Вскоре я познакомился с его боссом, получил его работу и стал сам заниматься незаконными поставками. Параллельно я подрабатывал низкоуровневым оперативником мегакорпорации Ryujin Industries, занимаясь корпоративным мошенничеством и промышленным шпионажем, но при этом не оставлял роли мелкого наркокурьера.

Во время одной санкционированной операции в ночном клубе я случайно заметил босса городской преступности — того самого, кто управлял делами моего босса. Подкрался к нему сзади, выкрал ключ от его пентхауса, нашел его шикарное жилище и обчистил сейф с ценностями. Осмотрев лавочников в Неоне, я наконец отыскал скупщика краденого и сдал ему награбленное, получив солидную порцию кредитов поверх оплаты за теневой квест.

Обзор на Starfield 21

Воодушевлённый удачным делом, я решил развернуть собственный криминальный бизнес. Работая мулом, я подсмотрел рецепт синтеза одного местного «трендового» наркотика, и теперь моё новое хобби — обустроить внепланетную фабрику по его производству. Я шарю по галактике в поисках подходящих планет и лун: где есть нужные ресурсы, где можно тайно разбить лагерь, где легче устроить производство вне поля зрения властей. Это мой личный проект — стать каким-то своим Уолтером Уайтом, только в космическом масштабе и со своими, исключительно галактическими, ингредиентами.

Никаких маркеров квестов, подсказок или официальных заданий — всё это делается исключительно по моей воле. Я даже нанял телохранителя — нового соратника, которого заметил в одном из неоновых клубов Неона. Он умеет обращаться с оружием так, чтобы это дополняло мою скрытную тактику, и, в отличие от некоторых членов Созвездия, спокойно относится к «грязной» стороне дела. Именно в таких вещах ролевые игры Bethesda хороши: они дают широчайшую песочницу, в которой можно не только идти по сюжету, но и придумывать себе собственную жизнь.

Прошло уже много часов, и вместо того чтобы слепо следовать главным квестам, я строю свою криминальную империю — тихую, тщательно спланированную и приносящую доход. И знаешь что? Это затянуло меня куда сильнее, чем большинство «официальных» поручений в игре.

Неисправность оборудования

Обзор на Starfield 23

Отчасти я рассчитывал, что долгие годы разработки Starfield и десятимесячная задержка помогут сделать игру более отполированной. Но нет — привычные «глюки Bethesda» никуда не делись. Большинство из них безобидны и порой комичны: разговор с NPC может сопровождаться тем, что он продолжает шажить, шатаясь и неуверенно, пока не пройдет по коридору или за угол; иногда кажется, что персонаж живет своей жизнью параллельно вашей. Я стоял и наблюдал, как посетитель ресторана медленно пробирается сквозь столы и стулья и в итоге проходит сквозь стену. В каждом городе, где я побывал, можно встретить охранника, одетого только в нижнее белье. Возможно, это не баг, а своеобразное празднование Casual Friday в мире Starfield.

Несмотря на множество мелких неудобств и глюков, Starfield при этом демонстрирует впечатляющую стабильность.

Если говорить о действительно раздражающих ошибках, мешающих геймплею, их оказалось немного — ситуация явно не тянет на старт Cyberpunk 2077. Один космический пират застрял за декорациями на станции, и мне пришлось включить читы, чтобы пройти стену и завершить квест. В двух случаях спутники персонажа, которого я пытался очаровать, внезапно открывали огонь посреди мини-игры, несмотря на последовательные попытки перезарядки. Были также проблемы с квестовыми маркерами: иногда они указывали неверное место или вообще исчезали, что обычно решалось перезапуском, а один побочный квест отказывался продвигаться, хотя оставалась очевидная следующая часть. Из плюсов: за 90 часов игры был только один сбой на рабочем столе и несколько чересчур долгих экранов загрузки. В целом Starfield сочетает в себе множество мелких багов и при этом остается удивительно стабильной игрой.

Обзор на Starfield 25

Недостаточно внимания уделено системам, которыми вы пользуетесь постоянно: карте, мини-играм и инвентарю. Если вы посетили планету и захотите вернуться к ней позже, нет удобного способа поставить закладку на звездной карте — за исключением базового маяка, но их число ограничено — поэтому приходится делать заметки вручную. Система инвентаря оставляет желать лучшего: она раздражает в игре, где вы собираете буквально всё подряд и пытаетесь перетасовывать предметы между своим рюкзаком, инвентарем корабля, ящиками на базе и карманами персонажей.

Мои претензии касаются и мини-игр. Взлом замков превратился в простую головоломку, тогда как в предыдущих играх Bethesda он ощущался как работа с реальным механизмом. Система убеждения тоже не впечатляет: вы просто выбираете один из нескольких вариантов и надеетесь, что скрытые броски кубиков сработают в вашу пользу. Странно, но в Starfield отсутствуют местные карты городов, что сильно усложняет ориентирование в крупных населённых пунктах вроде Новой Атлантиды или Неона, даже если квестовые объекты отмечены значками.

Обзор на Starfield 27

После всей шумихи, надежд и ожиданий я с сожалением должен признать: Starfield не захватывает меня так, как другие ролевые игры Bethesda. В ней есть многое знакомое, но игра редко вызывает тот же восторг, что Oblivion или Skyrim, и не обладает странной, дикой энергией игр серии Fallout.

Иногда Starfield действительно зажигает: одно небольшое поселение на далекой планете может соперничать с самыми забавными экспериментами Vault-Tec всех времен. Но чаще многообещающие находки на удаленных базах или таинственных космических станциях разочаровывают. Даже самые устрашающие инопланетные твари Starfield не производят такого впечатления, как зверинец Skyrim, а фракционные квесты не дотягивают до интриги и шарма гильдий Oblivion. И хотя космодесантники Starfield и рейдеры Fallout, видимо, используют один и тот же базовый код поведения, им не хватает индивидуальности и харизмы, которые делают этих врагов запоминающимися.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + девять =