Mimimi — студия, которая точно знает свою аудиторию. Shadow Tactics, Desperados 3 и теперь Shadow Gambit: The Cursed Crew — это, по сути, вариации одной и той же формулы: тактический отрядный стелс, где игрокам приходится постоянно сохраняться и перезагружаться, пока не получится совершить идеально рассчитанную операцию. На этот раз Mimimi делает акцент на быстром сохранении. В Shadow Gambit эта функция воспринимается как само собой разумеющееся благо, а на деле превращается в важнейший сюжетный инструмент и ключевую «силу» вашего умного пиратского корабля Красный Марли.
Для новичков в серии и жанре, Shadow Tactics, Desperados 3 и Shadow Gambit — это то, что студия описывает как «тактический стелс». Представьте себе Metal Gear, Hitman или Splinter Cell, но с камерой, поднятой до уровня стратегии в реальном времени, и небольшим отрядом хитроумных персонажей, которым предстоит выполнять задачи и безопасно выходить из сложных ситуаций. Такой взгляд позволяет игроку свободно строить свои планы, просчитывать действия и точно видеть, куда смотрят охранники — крайне важное умение на картах, где патрулей охранников предостаточно.

Несмотря на смену перспективы, Shadow Gambit сразу ощущается знакомой для фанатов стелс-игр: уворачивайтесь от конусов обзора, скрывайтесь в высокой траве, нейтрализуйте одиноких охранников, экономьте ограниченные ресурсы, такие как патроны и здоровье, и используйте уникальные способности каждого персонажа для отвлечения, заманивания или устранения врагов. Стиль Mimimi позволяет приостанавливать время и синхронизировать действия для идеальных, отточенных до секунд захватов, которые вырабатываются через многочисленные сохранения и перезагрузки. Даже если на одно успешное выполнение уходит двадцать попыток, ощущение «золотого» прохождения остается в памяти. Эта структура невероятно увлекательна и затягивает.
Магический пиратский антураж придает Shadow Gambit немного больше свободы для творческих и забавных маневров, чем в предыдущих играх студии. Каждая миссия требует достижения цели, окруженной плотным кольцом патрулей, которые кажутся почти всегда в поле зрения друг друга. Любая ошибка — и тщательно выстроенная стратегия рушится, поэтому каждая операция начинается с разведки: ищите того единственного охранника, которого можно нейтрализовать без шума, ту единственную «нить» в гобелене, распутав которую, вы расчистите путь для отряда.
Эта проверенная формула работает так же эффективно, как раньше, но именно нововведения Shadow Gambit удерживают внимание на протяжении всех тридцати с лишним часов кампании, добавляя свежесть и оригинальность в привычную механику.

Ромовые дела
Как и в предыдущих играх студии, Shadow Gambit строится на прохождении миссий по все более сложным картам, где нужно тщательно распутывать паутину патрулей, пока не станет ясно, как достигнуть цели. Но в этот раз рамки совершенно другие. В то время как в других стелс-стратегиях сохранения и загрузки воспринимались как просто инструмент, здесь они превращаются в почти божественную силу — способ обмануть судьбу. Эта механика идеально вписывается в историю о пиратских амбициях и делает каждое действие более значимым и интригующим.
Антураж Shadow Gambit полон юмора и колдовства, напоминая Sea of Thieves или Pirates of the Caribbean. Магия в воздухе, захватывающие дух пейзажи и местные жители, которые мирно сосуществуют с бродящей вокруг нежитью — при условии, что та ведет себя прилично и не забывает платить за ром. В кампании вы собираете команду нежити на борту «Красного Марли» — саркастичного разумного судна, способного сохранять и восстанавливать время. Преследуемые мистическим орденом инквизиторов, поклоняющихся пламени, члены экипажа вступают в конфликт с воинствующей церковью, чтобы разыскать сокровища своего прежнего капитана, решая при этом хитроумные загадки и преодолевая многочисленные препятствия.

Морской фэнтезийный антураж придает Shadow Gambit особую причудливость, которая проявляется в персонажах и врагах. В игре представлено восемь пиратов в разных стадиях нежити, каждый со своими уникальными сверхъестественными способностями. Афия, перспективная протагонистка, умеет телепортироваться в стиле Dishonored, мгновенно перемещаясь через конусы обзора и атакуя врагов с дистанции. Элегантный квартирмейстер Пинкус фон Прессвальд способен овладевать охранниками, позволяя им беспрепятственно проникать в охраняемые зоны, но только в пределах радиуса, ограниченного начальной точкой овладения. Корабельный врач Сулейди умеет спонтанно вызывать рост кустарников — крайне полезная способность, так как заметные укрытия позволяют спрятаться от снайперов, что иногда спасает жизнь команде.

В более реалистичном сеттинге такие способности могли бы быть слишком мощными, но Shadow Gambit компенсирует это магическими особенностями врагов. Большинство противников — привычные для стелс-игр охранники с фиксированными маршрутами патрулирования, но встречаются и неожиданные повороты. Например, «Родственники» — магически связанные дуэты, которых нужно уничтожать одновременно, иначе они возрождаются друг у друга. Наибольшую угрозу представляют Прогностикары — волшебники, мгновенно реагирующие на любые помехи в радиусе слышимости. Они кастуют заклинания, замораживающие нежить и убивающие её через несколько секунд, и атаковать их можно только в момент произнесения заклинания, что требует командной работы. По отдельности они не слишком опасны, но почти всегда находятся под защитой конусов зрения охранников, бдительных офицеров и нервных арбалетчиков, что делает каждую встречу напряженной и требующей стратегического подхода.
Пиратский дух
Каждая миссия в Shadow Gambit заставляет максимально использовать способности каждого члена отряда из трёх пиратов, при этом выбор конкретного состава остаётся за игроком. Иногда игра предупреждает о необходимости взять персонажа с возможностью отвлечь или перенаправить охрану, но я обнаружил, что почти любую миссию можно пройти с любой комбинацией проклятых пиратов — хотя иногда это требует творческого подхода и нестандартного применения их умений. Помимо этого, командой приятно управлять — это забавная смесь призраков, полузомби, людей-растений и скелетов.
Все персонажи обаятельны и харизматичны, а их голоса звучат с акцентами всех семи морей. Они комментируют происходящее во время миссий, делятся личными историями на борту «Марли» и шутят, реагируя на способности друг друга и ваши частые сохранения и загрузки. Будучи нежитью, они относятся к своей смертности с юмором. Несмотря на то, что у игрока есть возможность тратить больше времени на оглушение врагов вместо убийства, механические стимулы к этому ограничены — ведь рано или поздно противники всё равно восстанут и продолжат преследование. Вполне возможно пройти игру в пацифистском стиле, но это оставлю для следующего прохождения.

Эта повышенная свобода приводит к тому, что Shadow Gambit временами ощущается менее авторской, чем предыдущие игры Mimimi. В прошлых проектах вроде Shadow Tactics или Desperados 3 вы решали длинные, тщательно проработанные головоломки с ограниченным набором инструментов, которые подталкивали вас к конкретным решениям. Здесь же карта архипелага предлагает игроку множество миссий на выбор, а подход к каждой из них остаётся полностью за вами: можно выбирать точку входа, выход и используемые способности.
Сюжет Shadow Gambit разделён на три крупных акта, каждый из которых завершается масштабной миссией. На протяжении этих частей игрок получает значительную свободу в выборе последовательности и способа прохождения миссий. Лишь иногда игра ограничивает вас в выборе персонажей для конкретных заданий, чтобы дать возможность прокачать их вторичные навыки, но в целом возможности для креативного подхода практически безграничны. Каждому герою доступно одно уникальное улучшение, что добавляет ещё один слой стратегии при планировании ваших действий.

Пиратские горизонты
Эта новая степень свободы не является ни улучшением, ни ухудшением серии — скорее, это сдвиг в сторону, придающий Shadow Gambit уникальность, отсылающую к Dishonored и трилогии Hitman: World of Assassination. Головоломки остаются фиксированными, но инструменты, которые вы берете с собой, могут каждый раз меняться. В игре восемь персонажей с разными стилями передвижения и сверхъестественными способностями, и я постоянно экспериментировал с составом отряда, чтобы открыть новые подходы и синергии. Опыт почти каждого игрока, вероятно, будет уникальным.
После множества бессонных ночей, проведённых за «ещё одной миссией», у меня почти не осталось серьёзных претензий к Shadow Gambit, кроме легкой усталости и напряжения глаз. Если уж придираться, то первый акт кампании растягивается дольше, чем хотелось бы, но для ветеранов стелс-стратегий это почти незаметно — кривая обучения и меньший масштаб ранних миссий помогут новичкам. Более насущная проблема заключается в некоторых способностях команды, которые трудно использовать в реальном времени. Например, пушка Гаэль ле Бриз, запускающая персонажей, иногда ведет себя непредсказуемо: при попытке «выстрелить» конкретного человека, когда рядом лежат ещё двое, результат напоминал подбрасывание монетки. А прицеливание возле лестницы, когда врагов несколько, тоже приводило к ошибкам и иногда два персонажа одновременно атаковали одного охранника.

Несмотря на то, что миссии в Shadow Gambit в среднем короче, чем в Desperados — большинство занимают 20–30 минут, а редкие достигают часа — игра предлагает плотный и насыщенный опыт примерно на тридцать часов. После прохождения основной кампании открывается клад поигровых заданий, мотивирующих переигрывать предыдущие миссии. Гибкие настройки сложности позволяют регулировать расположение врагов, время реакции ИИ и даже количество сохранений за миссию, а множество вариантов прохождения каждой миссии дают массу поводов вернуться на уже пройденные острова. Если раньше меня не тянуло к повторным играм Mimimi, теперь я понимаю, почему эта тенденция может возникнуть.
Будь то эксперименты с уникальными способностями персонажей, отработка идеального стелса или скоростное прохождение миссий — каждый игрок сможет найти свою причину вернуться сюда спустя длительное время после окончания основной кампании. Shadow Gambit — настоящее сокровище для любителей тактического стелса, даже если для того, чтобы добраться до по-настоящему блестящей добычи, придётся немного попотеть.