Честно говоря, я не ожидал, что меня заинтересует ММО на выживание от NetEase, изначально отнесясь к ней как к очередной мобильной игре, которая будет занимать меня примерно столько же времени, сколько требуется для доставки моего заказа на фастфуд. Я не мог ошибиться.
Once Human далека от совершенства, но она хороша. Для free-to-play игры она потрясающе хороша. Прорывает ли она новые горизонты? Ни капли. Она похожа на менее мультяшную, более насыщенную версию коллекционера существ Palworld, в которой в одно огромное ведро собрано все, что нравится людям из других игр. Я здесь для этого? Безусловно.
Как только вы закончите с детальным созданием персонажа (ползунки для волос, кто-нибудь?), вы начнете игру в качестве «мета-человека», новой мутации homo sapiens, адаптировавшейся к инопланетной «звездной пыли», которая превратила большую часть планеты в монстров. Оставшиеся люди — либо отважные повстанцы и первопроходцы, либо злобные охранники, работающие на тех, кто выпустил эту чуму на волю.
Расправляться с целыми комнатами монстров из звездной пыли приятно, но не очень сложно, по крайней мере, во время первого сезона «Новички». Сейчас сбор предметов и крафтинг — это то, что делает Once Human увлекательной надолго.
Глубокие слои ремесла
Почти сразу же вы начнете заниматься ремеслом, используя основные ресурсы, которые валяются вокруг в огромных количествах. Я быстро построил дом, что оказалось невероятно просто, за исключением правильной регулировки частей крыши, которая была настолько сложной, что я в нетерпении пошел по пути Сиднейского оперного театра на кислоте и просто накрыл эту чертову штуку чем-нибудь, чтобы уберечь от дождя.
Как и все системы в Once Human, строительство очень глубокое и сложное, и игроки уже демонстрируют в сети невероятные многоэтажные поместья. В игре можно увидеть и посетить чужие дома и воспользоваться их техникой; мои друзья оставляют мне заметки на доске, которую я установил в своем доме.

Каждая система заложена глубже, чем вы ожидаете.
Это часть удовольствия от крафтинга: Многие предметы интерактивны, а не просто вещи, которые вы создаете ради того, чтобы их создать. К таким предметам относится доска. Здесь есть и зеркало, позволяющее переделать персонажа, и пианино, на котором можно играть для друзей в игре, и почтовый ящик, в который действительно приходят письма. Это отличный микс из интерактивных объектов, косметических предметов, которыми можно украсить свое жилище, и хардкорных апгрейдов для снаряжения, оружия, защиты дома и производственных мощностей. Некоторые из них приходят к вам забавным образом — например, мой бобер-лесовик (о нем мы расскажем чуть позже) только что принес мне обеденный стул.
Каждая система имеет более глубокие слои, чем вы ожидаете. Еда, которую вы вырезаете из зверей или собираете с полей, быстро заканчивается в Once Human, поэтому вам понадобится плита, а также, вероятно, холодильник и сушилка для мяса. Все это требует многоуровневого ремесленного производства: собирайте деревья для получения древесного угля, выплавляйте руду и стекло, разбирайте хлам, который вы собираете до апокалипсиса, чтобы получить пластик, клей и тому подобное, и создавайте вещи. В случае с более сложными предметами вам придется создать полноценную систему электропитания: генератор, провода и так далее.
Но подождите, одного мяса для сушилки недостаточно: вам нужна еще и соль, а чтобы ее получить, придется посетить море, собрать морскую воду и с помощью печи превратить ее в соль. А если вы будете есть сушеное мясо, то из-за содержания соли вам быстрее захочется пить… и так далее.

Ресурсы здесь не помеха. По большей части они легкодоступны, либо лежат вокруг, чтобы вы их собирали, или подбирали, или ловили рыбу, или выращивали, либо сделаны из чего-то другого, что вы можете с легкостью собрать. Удовольствие доставляет выбор приоритетов — что сделать следующим? — и наблюдение за тем, как ваши планы воплощаются в жизнь: сидя на сделанном вами мягком кресле, наблюдая, как ваша автоматическая турель сносит жаждущего энергии зомби в потрепанном деловом костюме или стреляющих энергетическими шарами летающих осьминогов, или убивает элитного зонтичноголового монстра в платье двумя очередями из вашего полностью модифицированного SMG.
Эта неожиданная глубина распространяется и на коллекционирование существ в Once Human: Девиантные существа, которых вы собираете и храните в террариумах у себя дома, могут помогать вам, собирая для вас ресурсы, или сражаться вместе с вами, или помогать вам лучше спать, но они также требуют своих собственных вещей, чтобы работать наилучшим образом: света определенного цвета, или энергии, или музыки из радио, или растений, или цветов, или тепла из печи. Я обожаю собирателей, включая бобра-лесоруба, кролика Фетч-а-Лот и мальчика Дигби, которые очаровательны и автоматически выходят из моего дома, чтобы собрать дерево, растения и руду соответственно.

Когда наступает время стрелять, Once Human становится очень простой.
Поскольку ресурсов на нижних уровнях в избытке, ничего сложного в приобретении или строительстве нет. Но это еще одна мини-игра, которая заставляет вас быть вовлеченным в процесс, и я не могу сосчитать, сколько раз я поднимал голову после «короткой» сессии, чтобы обнаружить, что прошло еще пять часов.
Готовься, целься, один выстрел
Когда приходит время пострелять, в Once Human все просто: с полностью обновленным снаряжением и оружием все в открытом мире можно уничтожить одним выстрелом в голову, а боссы в большинстве своем — губки. ИИ врагов довольно глуп и медлителен, особенно вдали, и отчасти поэтому игра на выживание не пугает, потому что ничто не может причинить вам настоящий вред, если вы не дадите ему добраться до вас или будете готовы к рукопашному бою. «Тревожные» звуки или диалог делают пугающие моменты скудными. Единственная смерть, которая произошла со мной за все время игры, была вызвана ошибкой, когда я провалился сквозь мир, забежав в густонаселенный угол, чтобы скрыться из поля зрения снайпера. В игре есть механика Sanity, которая, я уверен, когда-нибудь станет проблемой, но пока что она не сыграла для меня особой роли.

В игре есть PvP, причем даже на PvE-серверах можно получить важные и редкие материалы, такие как кислота, но вы можете почти полностью избежать этого, если не хотите вступать в бой — даже на PvP-серверах. Для MMO здесь очень мало встреч, которые действительно требуют игры с другими людьми или против них, хотя вы будете видеть их повсюду, и их дома, и временные палатки, которые они используют в качестве точек респауна. Многие подземелья можно пройти в одиночку. Было бы жаль проходить их все, потому что кооператив привносит в Once Human новый уровень веселья, позволяя прорываться через вражеские зоны с еще большим усердием.
Я не ставлю низкую сложность Once Human в вину по трем причинам. Во-первых, мне до безумия нравится взрывать все вокруг. Успешное уничтожение четырех врагов за несколько секунд вызывает сильное чувство — мне нравится жить в фантастическом мире, где я очень крут, а обычные монстры — это просто пузырьки, которые нужно лопать. Во-вторых, в начале сентября грядет чистка сезона, и я не собираюсь к тому времени делать все, что можно, так что проскочить контент пока не проблема. И наконец, все доступные на данный момент серверы — это серверы «Novice», и я подозреваю, что в будущих сезонах их количество будет увеличиваться.

Неровные края
У подхода «ведро всего», который использует Once Human, есть и недостатки. Для начала, тот, кто разрабатывал систему меню, явно не знал, куда деть все это «все». Задания и развитие персонажа разделены по меньшей мере на пять различных деревьев, которые часто зарываются в меню очень глубоко.
Базовые апгрейды оружия отделены от модов, которые отделены от калибровок, которые отделены от других аугментаций, в качестве еще одного примера. Не всегда понятно, как все это повлияет на вашу силу, пока вы не потратите ресурсы на создание или модификацию.
В каком-то смысле это и есть часть того, что делает игру увлекательной: каждая мелочь имеет пять или шесть мини-игр, встроенных в нее. Но поиск всех этих мини-игр, когда вы знаете, что они существуют, но не помните, в каком дереве меню/вкладке/опции они находятся, надоедает.

Некоторые игроки столкнулись с ошибками, с которыми я сам не сталкивался: NPC не загружаются, физические «цветы» Шепота, которые оставляют другие игроки, отображаются некорректно (хотя я задаюсь вопросом, не является ли последнее намеренным циклом фаза-в-фазу, чтобы избежать столкновения предметов). Мой игровой опыт был в основном свободен от ошибок, не считая той единственной смерти… стук по собранному дереву.
Сводящие с ума
Хотя по карте разбросаны телепортационные башни, с помощью которых вы можете перепрыгивать с места на место, большую часть времени вы будете проводить в транспортных средствах. Некоторые из них просто невероятны. Один из моих товарищей по команде продвинулся в крафтинге настолько, что сделал нам внедорожник, похожий на джип, в котором мы могли ездить, меняясь местами, слушая радио и высовываясь из окон, чтобы стрелять по врагам. Когда он только подъехал к нам, я искренне рассмеялся, когда он сказал: «Садись, неудачник, мы едем охотиться на монстров».

Иногда играм не нужно заново изобретать жанр, чтобы стать любимой забавой на досуге.
К сожалению, управлять транспортными средствами не так весело, как быть пассажиром. В то время как управление персонажем происходит удивительно плавно — я могу преодолевать небольшие препятствия и плавно перемещаться по зданиям, одновременно наводясь на монстров со снайперской винтовкой и снося им головы, — навигация транспортного средства была создана дьяволом.
По умолчанию это WASD без управления мышью, что так же неудобно, как и звучит. У машины есть столкновения (и ремонт, и топливо, потому что, конечно, есть), но что именно она заденет и переедет (монстры, забавно наносящие урон), а что остановит ее (мелкие камешки, некоторые, но не все кусты, 4-дюймовый бордюр) — непредсказуемо.
Некоторые другие проблемы, на которые я бы пожаловался, на момент написания этой статьи были решены, в том числе возможность создавать несколько персонажей и использовать косметику для всего аккаунта. В обоих случаях Starry Studio (дочерняя компания NetEase) быстро заметила проблему и выпустила исправления (причем бесплатные). Что касается монетизации, то Battle Pass за $10 и $24 — это всего лишь косметика, и отсутствие таковой не влияет на силу игрока или его прогресс. Эта игра, которая была бы достойной покупкой по полной цене, действительно бесплатна для игры.

Вам придется смириться с двумя трудноубиваемыми процессами ПК, которые запускаются в фоновом режиме как часть уровня безопасности Once Human, и она настаивает на запуске в режиме администратора, для чего у нее нет никаких оснований. В результате вам придется запускать программы голосовой связи вроде Discord в режиме администратора, чтобы использовать push-to-talk каждый раз, когда вы играете, что раздражает.
Но по большому счету, это незначительные раздражители для такой глубокой, увлекательной и бесплатной игры. Иногда играм не нужно изобретать жанр, чтобы стать любимой забавой на досуге.