Мало какие долгоживущие серии так умело пытались адаптироваться к современности, как Mortal Kombat. С перезагрузкой 2011 года франшиза обрела свежую, но узнаваемую формулу боёв, а также наконец внесла смысл в запутанную историю. Каждая последующая часть имела свою уникальность: от появления новых персонажей в MKX до столкновения прошлого и настоящего в MK11. Вопрос в том, что нового привнесла Mortal Kombat 1? К сожалению, ответ разочаровывает: игра всё ещё качественный файтинг, но новшеств здесь почти нет.
NetherRealm позиционировала Mortal Kombat 1 как мягкую перезагрузку — новую точку входа для новичков, которая должна была очистить сложный лор и сделать историю доступной. На практике же игра ощущается застрявшей в прошлом: основные механики не развиваются, а сюжетная линия не раскрывает ничего по-настоящему нового. Файтинг остаётся весёлым и зрелищным, но в сравнении с предыдущими частями это, пожалуй, самый слабый выпуск серии, в котором не хватает главного — индивидуальности и характера.
Для многих главной «фишкой» станет восьмичасовая кинематографическая кампания, особенно после событий MK11, где вселенная была разрушена. Лю Канг перезапускает время, создавая более мирную и дружелюбную версию мира, а старые злодеи превращены в более мягкие или искуплены новыми обстоятельствами. Как и ожидалось, спокойствие не продлится долго: в игру вмешивается таинственный антагонист, который, похоже, намерен вернуть историю на путь насилия и хаоса.
Первая половина истории кажется многообещающей: сюжет возвращается к более простой Mortal Kombat — ближе к фильмам о боевых искусствах, а не к грандиозной вселенской фантазии. Знакомые персонажи переработаны интересно: Рэйден стал смертным героем, Милина — благородной наследницей с тёмной тайной, а Суб-Зеро и Скорпион — братьями одного клана. Даже ранее второстепенные персонажи вроде Бараки и Рептилии получили больше внимания, превратившись в очаровательных антигероев.
Но как только новая схема начинает работать, сюжет снова погружается в путаницу: идеи повторяются, повороты зависят от знаний MK11 и его DLC, а многочисленные отсылки к играм начала 2000-х могут сбивать с толку новичков. Для давних фанатов ощущения того, что раньше всё делалось лучше, сложно избежать; для новых игроков история может оказаться почти непроходимой.
Удар за ударом: знакомая механика в новом обличье

В основе всего лежит простое удовольствие: взять персонажа и сражаться до фатального финала, и это по-прежнему работает.
Если говорить о геймплейном опыте Mortal Kombat 1, то в основе всё остаётся тем же: выбрать любимого персонажа и действовать до победного финиша — и это по-прежнему доставляет удовольствие.
Состав бойцов получился довольно смешанным. Старые герои вроде Скорпиона и Саб-Зеро выглядят сильными и убедительными, тогда как классические персонажи вроде Рептилии, Шанг Цунга и Ли Мэй получили яркие и забавные переосмысления. Однако некоторые ветераны эпохи 3D, такие как Нитара, Ашра и Рейко, вновь оказываются не слишком интересными — хотя нельзя не отметить маньяка Хавика, идеально вписавшегося в современную эстетику серии. Новых лиц практически нет, а сюжет иногда даже подшучивает над «детьми Комбата» из MKX, словно отвергая их саму идею.
Тем не менее основной опыт остаётся привлекательным. Mortal Kombat по-прежнему отлично подходит для новичков: благодаря относительно медленному темпу, простым комбинациям и прощающему таймингу даже неуклюжий игрок может собрать несколько комбо и получить удовольствие от игры. При этом глубина всё же присутствует: ветераны серии продолжают изобретать изощрённые и жестокие способы расправы в онлайне.
Главное отличие от MK11 — не в добавленных механиках, а в том, что некоторые сложные системы были убраны. «Крушащие удары» исчезли, оставив простые и понятные элементы вроде идеальных блоков и Fatal Blow. Эта чистота геймплея радует: легко понять, как всё работает, на чём сосредоточиться и какие приёмы использовать в бою.
Дружба

В рейтинговых играх нет вступительных диалогов (как ни странно, они появляются только в нерейтинговых сетевых матчах и локальной игре), а настройки значительно сокращены.
Главное новшество Mortal Kombat 1 — система Камеос. Она позволяет дать своему бойцу помощника, который может применять один из ограниченного набора специальных приёмов вместе с вашим персонажем. Идея работает и проста в освоении, но в сравнении с системой вариантов из MKX или полными настраиваемыми приёмами из MK11 она кажется упрощённой и не слишком впечатляющей. По сути, это многопользовательская версия идеи, ранее реализованной только в однопользовательских режимах, с использованием старых дизайнов персонажей и, возможно, моделей, которые не всегда гармонируют с новой эстетикой. Для соревновательных игроков это удобное и более сбалансированное дополнение, но восторга оно не вызывает.
С технической стороны игра на моей машине (AMD Ryzen 9 5900X, 32 ГБ ОЗУ, Nvidia Geforce RTX 3080) работает стабильно: 60 кадров в секунду держатся без проблем, что особенно важно для сетевого мультиплеера. Сам мультиплеер функционален, но ощущается пустым: есть рейтинговые и нерейтинговые матчи, сезонные награды, но мало чего ещё. Приятные мелочи QoL, вроде очереди в тренировочном режиме или информации о пинге, отсутствуют.
Ещё более заметным становится урезание индивидуальности персонажей. В рейтинговых матчах нет вступительных диалогов (которые доступны только в нерейтинговых или локальных играх), а кастомизация сильно сокращена: каждый персонаж имеет лишь один слот для косметики вместо трёх в MK11, выбор скинов и палитр ограничен. В результате игрокам сложнее привязаться к своему герою, а сами бои выглядят чрезмерно утилитарно и лишены той самобытности, за которую раньше любили серию.

Новый однопользовательский режим «Вторжение» выглядит не более впечатляюще, чем урезанная версия классических режимов «Башни времени» и «Крипты». Игроки перемещаются по карте сверху вниз, сражаясь в коротких однораундовых боях или захватывая мини-башни для получения XP, валюты и предметов — дизайн сильно напоминает мобильные игры. Многие старые проблемы Towers of Time остались: NetherRealm продолжает компенсировать слабый ИИ врагов чрезмерно мощными приёмами и раздражающими модификаторами.
Формат режима создаёт новые неудобства: медленное продвижение по карте и однообразные сражения без вступительных анимаций или диалогов лишь подчёркивают их повторяемость и быстрое надоедание. Элементов загадочности и скрытых секретов Крипты теперь практически нет. Хотя каждый сезон обещает новые события «Вторжения», режим полностью ориентирован на онлайн: играть в него офлайн нельзя, и любые отключения сети, например во время технического обслуживания NetherRealm, делают его недоступным, что сильно портит впечатление.

Если главным для вас остаются рейтинговые бои и фирменные ледяные способности Sub-Zero, Mortal Kombat 1 это предоставит.
Несмотря на четыре года разработки, Mortal Kombat 1 ощущается одновременно странной и поспешной. И механика, и сюжет словно собраны из уже имеющихся элементов. Учитывая, насколько самобытными были последние три части серии, разочаровывает сдержанность этого выпуска, особенно если рассматривать его как попытку открыть новую главу в истории Mortal Kombat.
Если вам нужен просто стабильный рейтинговый режим и знакомый Sub-Zero с его ледяными трюками, MK1 справляется с этим на ура: ловить противника на длинное комбо, отработанное всю неделю, по-прежнему приятно. Но для давних фанатов, ожидавших свежих идей и новшеств, или для новичков, впервые погружающихся в мир Mortal Kombat, игра оставляет чувство лёгкой холодности и некоторой тревоги о том, куда серия будет развиваться дальше.