Чума, как правило, застает всех врасплох. Так было и в Millennia, когда я вызвал эру чумы, уничтожив население Римской империи и заставив спешно изучить санитарные сооружения в меню строительства всех моих городов. Но поскольку эти нежелательные эпохи вызываются в первую очередь накоплением хаоса и беспорядков, не похоже, что моя Римская империя была в отличной форме до того, как начался кашель.
Я так долго отбивался от многочисленных варваров, что беспорядки нарастали во всех моих регионах. Настолько, что я нечаянно спровоцировал событие хаоса: восстание, которое породило отряды пикинеров и кавалерии рядом с каждой региональной столицей. Это означало, что мне пришлось направить все свои ресурсы на военное наступление на нескольких фронтах, что еще больше усилило беспорядки, пока не прибыли доктора чумы и население не сократилось на треть. Абсолютно жестокая последовательность событий, которая в равной степени вызвала у меня нескрываемое уважение к игре и желание немедленно удалить ее.

Millennia, как вы уже заметили, очень похожа на Civilization. Как и Humankind от Amplitude, она обещает заманчивую перетряску устоявшейся десятилетиями формулы и предлагает новый взгляд, в частности, на то, как работают нации, как наступают эпохи и как вы добиваетесь победы.
И на бумаге это очень соблазнительно. Для тех, кто потерял сотни часов, играя в кампании Firaxis на протяжении многих лет, несомненно, найдется оправдание тому, что появится чужак и переделает принципы Civ. Утомительные бои, то, как затихает поздняя игра, когда вы наблюдаете за тем, как многочисленные отряды совершают свои скучные, бессмысленные перемещения из стороны в сторону, те же самые, избитые стратегии победы, которые мы все используем с 90-х годов. Humankind стала очень подробной в том, как вы определяете свою культуру, и воплотила в жизнь концепцию, согласно которой ваш народ определяется не только тем, что с ним происходит, но и тем, какие окошки меню вы нажимаете. Свежая кровь в этом поджанре, таким образом, может быть только хорошей вещью.
Должен признать, что во время нескольких односторонне диких кампаний в Millennia это чувство не всегда было у меня на первом месте. Она умеет прятать важные меню и механики в своем пользовательском интерфейсе, а также учить вас своим особенностям по формуле Firaxis, просто подкидывая вам события. Если вы привыкли к неторопливым, контролируемым научным победам над легким ИИ в Civ, то по сравнению с этим вы чувствуете себя так, словно проходите сложнейшие исторические испытания в кабинете Лиз Трусс. Даже если вы понизите уровень ИИ до простого мастерства.

Если в Civ с самого начала нужно сосредоточиться на одном из условий победы, то Millennia хочет, чтобы вы были универсалом. В лабиринте меню вас ждут сочные разблокировки, привязанные к нескольким валютам — правительству, разведке, войне, инженерии, дипломатии и искусству. Отдельно от них вы собираете исследования и культуру, основываете и распространяете религию. И пренебрегать ни одним из них не стоит.
К его чести, это делает освежающим другой подход к сбору гексовых тайлов и завоеванию чужих земель, который иногда кажется логичным и верным обещанию «определять свой народ по его действиям». Участвуя в многочисленных сражениях, вы накапливаете множество боевых очков, которые делают вас еще более сильным в конфликте. Вы можете потратить боевые очки, чтобы сбросить очки передвижения юнита в этот ход или мгновенно вылечить его, что, в свою очередь, побуждает к новым сражениям и новым боевым очкам.
Именно тогда все работает так, как задумано. Однако это не всегда так разумно. В первых раундах своей первой кампании я получил огромное преимущество, зарабатывая очки культуры, чтобы породить спартанцев, доминирующее военное подразделение античной эпохи, внешний вид которого не казался мне очень… культурным. Аналогично, мне всегда не хватало очков правительства, которые порождают поселенцев и интегрируют вассальные государства, которые эти поселенцы создают для вас. Ничто из того, что я делал с производством своих городов, не давало мне толчка в этой области вплоть до Эпохи открытий, когда отправка исследователей в экспедиции могла принести мне огромные +30 очков правительства. Это было приятно, не поймите меня неправильно. Но какое отношение посылка человека на гору имеет к эффективности правительства?
Кризис идентичности

Еще один шанс Millennia заявить о своем отклонении от Civ — возможность принять национальный дух для каждой эпохи, который дает вам уникальные преимущества и юнитов. Звучит как способ приспособить свою нацию к победе, которую вы хотите одержать, но на деле это выглядит как уступка тому факту, что нации в основном взаимозаменяемы. В начале игры я выбрал дух воинов и усилил свои военные подразделения, что в то время казалось мне вполне римским, но не дало мне никаких уникальных юнитов. Точно так же бафф дипломатии «Олимпийцы», который я выбрал для следующей эпохи, представлял собой набор перков, выбранных из меню, которые говорят о римской цивилизации не больше, чем персы, немцы или зулусы, с которыми я вел войну.
Национальные духи должны работать именно так, потому что у наций нет индивидуальности. Их единственные уникальные черты — это названия городов, которые появляются, когда вы их находите. В остальном нет ничего особенно американского в том, как ИИ Америки проходит кампанию, как и ничего испанского в испанцах. У каждой нации есть свои преимущества, но они просто назначаются из списка, о чем вы узнаете, когда, подобно мне, с воодушевлением погрузитесь в создателя нации, а затем поймете, как на самом деле работает эта система.
Как следствие, во время кампании вы не чувствуете, что у вашей нации есть свой характер, как и у ваших врагов. Дипломатия не слишком захватывает даже в большой папочке Civ, но, по крайней мере, у вас есть хорошо проиллюстрированные лидеры и их причуды. Без них Millennia действительно выглядит так, будто вы ведете беседу с помощью цветных меню. Это лишает войну достаточного драматизма, а создание альянсов — эмоциональной отдачи.

Несмотря на довольно слабый подход к созданию наций, некоторые идеи Millennia позволяют почувствовать, что вы построили нечто уникальное. Производство в городе зависит от товаров, которые он может произвести, а не от ресурсов, которые находятся на вашей территории, и это приводит к сложной, но приятной под-игре по построению цепочек поставок с помощью плиток улучшений. Если все сделать правильно, можно получить небольшое преимущество, экспортируя специи, лимоны или железные изделия. Поскольку вы можете работать только с ресурсами, находящимися на вашей территории, вы сможете играть от одной кампании к другой, придумывая, как использовать глину, овец или золото в своих границах.
Эпохи также вносят свои коррективы. Мне понравилось, что у меня есть выбор предстоящих возрастов, в которые я могу продвинуться, некоторые из них положительные, а некоторые отрицательные, и я старался избегать кризисных возрастов и вызывать хорошие. А когда случается худшее, эти кризисные эпохи становятся поистине ужасными, полностью разрушая стратегию, которую вы разрабатывали веками, но в этом-то и смысл. Иногда нам это необходимо. Нам нужно, чтобы нас заставили импровизировать и использовать ресурсы, которые мы копили, неожиданным образом.

К сожалению, поздняя игра становится жертвой тех же бедствий, что и Civ. Бессмысленное мельтешение вражеских отрядов и бесконечные ожидания между ходами, пока ваш процессор перебирает неоптимальный код. Странно видеть, как такая целеустремленная Civ-like занимается элементами формулы, которые изначально не были особо сломаны, например, нациями или эпохами, но оставляет нетронутыми такие вопиющие проблемы, как эта.
Но я еще не готов удалить игру. Несмотря на то, что в процессе игры во мне кипит ярость, я проникся уважением к жестокому подходу Millennia к выживанию в эпохах, и меня по-прежнему завораживают цепочки поставок в системе улучшения городов. Здесь достаточно глубины, чтобы держать руку на пульсе еще несколько кампаний, особенно теперь, когда я изучил ее непрозрачный пользовательский интерфейс. (Иконка экрана дипломатии — это флаг. Флаг. Подумайте, сколько разных вещей может обозначать флаг в 4X-игре). Firaxis может спокойно спать по ночам, зная, что ее господство остается абсолютным, но к несогласному голосу Millennia стоит прислушаться хотя бы на протяжении нескольких кампаний.