Мне трудно поверить, что Failbetter понадобилось столько времени, чтобы попробовать свои силы в создании визуальной новеллы. У студии всегда были самые увлекательные, забавные и выразительные сценарии, но она умела скрывать их за механикой, которая в итоге действовала мне на нервы. Между браузерными играми и рогеликами остроумие студии постоянно притупляется повторяющимися циклами геймплея. Пока что только Sunless Skies удалось найти хороший баланс.
Так что, должно быть, Failbetter наконец-то нашла идеальный дом в жанре визуальной новеллы, верно? Ну, вроде того. Лондон как всегда очарователен, но хотя многие механики Mask of the Rose представляют собой интересные идеи, они слишком часто кажутся недоработанными, оставляя меня блуждать в темноте без полного понимания принимаемых решений.

Падение Лондона
До сих пор действие каждой игры, действие которой разворачивалось в павшем Лондоне (в том числе и в павшем Лондоне), происходило спустя десятилетия после самого падения, но действие Mask of the Rose разворачивается в 1862 году, примерно через 260 дней после того, как летучие мыши зачернили небо и скрылись в столице Британской империи. Вот где и когда вы оказываетесь.
Кто именно вы в Mask of the Rose, можно определить довольно гибко. Ваше происхождение и пол приятно изменчивы. Кроме того, игра может называть себя симулятором знакомств, но вы можете с самого начала дать понять, к каким отношениям вы готовы. Вы можете поддерживать строго платонические отношения, или физические, но не романтические, или распахнуть двери для всего, что попадется вам на пути. Если хотите, можете вовлекать себя в романтические отношения, только играя в сватовство, или брейкер, с остальными участниками игры.

Она восхитительно открыта и, надеюсь, даст возможность любому человеку играть, не чувствуя себя неловко. Даже если вы отметите себя как «не хочу» на викторианском Tinder, игра будет регулярно проверять, какие отношения вы поддерживаете, если они вообще есть, с каждым из персонажей игры, включая гигантскую летучую мышь и человека-кальмара.
Ваши отношения, платонические, романтические, равнодушные или враждебные, с персонажами игры — это сердце Mask of the Rose, так что хорошо, что их можно поддерживать. Вскоре после падения Лондона всевозможные истории и идентичности сталкиваются друг с другом на переполненных улицах города. Мужчины и женщины, высокородные и низкородные, иудеи, индуисты и христиане — все они мечутся, пытаясь найти свое место в новом мире, даже когда в нем начинают появляться новые люди из потустороннего мира.

Она богата текстурами, в нее приятно погрузиться, но ваши возможности ограничены тем, насколько ограничено ваше время в Лондоне Mask of the Rose. Вы постоянно делаете выбор, и каждый выбор требует времени — по мере прохождения игры даже одежда, которую вы надеваете при встрече, может изменить реакцию людей на вас и варианты диалогов, которые у вас есть во время встречи, и Фейлбеттер явно хочет, чтобы вы проходили их снова и снова, чтобы увидеть, какое влияние может оказать ваш выбор.
Полностью пройти игру можно примерно за три-четыре часа, но это означает, что вы неизбежно оставите сюжетные нити болтающимися, а многие отношения — на полпути, когда пойдут титры. Даже пройдя игру с новой биографией персонажа и некоторыми другими вариантами выбора, я в итоге почувствовал, что повторяю некоторые части игры, чтобы вернуться к тому, на чем остановился ранее.
Даже одежда, которую вы надеваете при встрече, может изменить реакцию людей на вас и варианты диалогов.
Возьмем, к примеру, то, что можно назвать основным сюжетом Mask of the Rose. Как и в реальной жизни, игра представляет собой частично симулятор свиданий, частично тайну убийства, и значительную часть середины игры занимает попытка доказать, что ваш друг и сожитель был ложно обвинен в убийстве (не волнуйтесь, жертве стало лучше).

При первом прохождении, не зная, как мало у меня времени, я случайно оставил своего друга в подвешенном состоянии, потому что отвлекся на различные другие сюжетные линии: Разжигание революции, перепись населения Лондона, попытка увлечь кого-то привлекательного, хотя он определенно тори. Второе? Я пытался сбалансировать свои обязанности и оставил их все наполовину законченными. В третий раз я сосредоточился и наконец-то смог собрать одно из множества возможных объяснений, почему мой мальчик невиновен.
Третье прохождение было самым приятным с точки зрения повествования, даже если бы я не был превосходным Фениксом Райтом, но мне казалось, что я должен был сосредоточиться на деле об убийстве в ущерб всему остальному, что могла предложить игра. Я мог бы проигнорировать его, как случайно сделал в первый раз, но как-то странно оставлять своего дружелюбного шотландского приятеля на произвол судьбы, потому что я слишком занят, пытаясь помочь другому другу справиться с писательским застоем.
Нарративные лего
Вы собираете свой кейс, используя систему создания сюжетов Mask of the Rose, которая является жемчужиной в механической короне игры. По сути, это разновидность mad-libs, в которой вам предлагается выбрать главного героя, мотив и действие из списка (вы получаете новые, углубляя отношения с персонажами игры), чтобы придумать сюжетные решения для различных головоломок.

Так, например, в разделе создания сюжета для дела об убийстве мне нужно было выбрать преступника, его мотив и способ совершения преступления, а также кое-что еще, и если я выбирал то, что имело смысл, в моем арсенале появлялась новая теория, о которой я мог рассказывать людям, чтобы продолжить свое расследование.
Теоретически это здорово, и, видит Бог, это безупречно вписывается в тематику лондонского «Фейлбеттера» и всю его атмосферу как студии, но чаще всего я сталкивался с тем, что мне мешали, когда я пытался это использовать. Либо я вводил рассказ, который, как мне казалось, имел смысл, но не давал мне новой истории, о которой можно было бы поговорить с людьми, либо у меня не было необходимых строительных блоков, чтобы построить теорию, которая была у меня в голове в реальной, реальной жизни.

Конечно, я мог пойти и пообщаться с нужными людьми, надеясь, что разговор даст мне то, что нужно для построения гипотезы, но иногда разговор вообще не давал никакого нового материала для создания сюжета, даже когда мне казалось, что он должен быть. Иногда я заходил поговорить с кем-то, но разговор уходил в какую-то сторону, и я так и не смог обсудить то, о чем хотел поговорить. Учитывая, что время так дорого, а игра постоянно автосохраняется, я не хотел тратить время на поиски зацепки, если не был почти уверен, что она даст мне что-то, что я смогу использовать.
Забавно, но это означало, что в итоге я преследовал того, кто, как я был почти уверен, не совершал преступления, но, тем не менее, считал, что присяжные признают его виновным и дадут мне много сюжетного материала для создания дела. Возможно, это язвительный комментарий к чему-то.

Смотреть, слушать, повторять
Лондон Фейлбеттера, как всегда, доставляет удовольствие, но из-за нехватки времени, повторений и несовершенства системы создания сюжетов игра Mask of the Rose так и не стала по-настоящему целостной. Это похоже на черновой вариант, прелюдию к отличному сиквелу, который выйдет через несколько лет с исправленными недочетами и более простым набором механик. В общем, это похоже на Sunless Sea.
Но я все равно получил удовольствие от игры, как и от Sunless Sea. Всем, кому этот мир нравится так же, как и мне, Mask of the Rose можно смело рекомендовать, а ее краткость и столь раннее расположение во временной шкале серии делает ее неплохим местом для новичков, чтобы окунуться в нее. Однако, как и прежде, «Маска розы» ощущается как фундамент для чего-то великого, но сама по себе не совсем великая.