Первое, что многие слышат о Last Epoch, — это то, что это экшен-РПГ с продуманной торговой системой. И это действительно так, в ней есть продуманная механика обмена снаряжения и повышения вашего рейтинга в гильдии торговцев, чтобы экипировать более выгодные товары, что не позволит вам заключить несколько хитроумных сделок и сразу же уйти в эндшпильных доспехах. Но по-настоящему умным является то, что вы можете полностью отказаться от участия в игре.
Когда вы дойдете до момента, когда вам предложат вступить в гильдию торговцев, вы можете просто сказать: «Не, это не для меня, пес». В этом случае вы присоединитесь к Кругу Фортуны, получив увеличение количества выпадающих предметов, чтобы вы могли найти лучшее снаряжение в мире, убивая людей и забирая их вещи, как это было задумано Богом и Гэри Гигаксом.
Для человека, который не может наплевать на аукционные дома в ролевых играх, это идеальный вариант. Я здесь не для того, чтобы играть на средневековом фондовом рынке, и чувствовать себя вынужденным участвовать в нем, чтобы идти в ногу со временем, в такой игре, как Lost Ark, просто отстой. Подход Last Epoch к торговле — умный, и это одно из многих умных решений, которые она принимает в отношении предметов. Другое решение — фильтр лута, который не просто позволяет сделать предметы общей редкости невидимыми до определенного момента, но и дает возможность очень точно определить, какие аффиксы снаряжения вас волнуют и вы хотите видеть или не видеть, когда из последней убитой вами шипастой крысы или мерзкой птицы вываливается куча вещей.
Ремесло — еще одна система, в которую вложено больше, чем обычно. Вы можете улучшать бонусы, которые есть у снаряжения, добавлять новые или убирать их. Ограничением является «кузнечный потенциал» каждого предмета и то, достаточно ли у вас аффиксных осколков для соответствующих бонусов. Если вы бьете недостаточно сильно, вы повышаете бонус к урону, а если вам нужна сопротивляемость яду, вы добавляете ее. Все просто и позволяет вам делать со своим снаряжением все, что вы хотите, без лишних хлопот.
Эти хорошие идеи характерны для игры, созданной с учетом отзывов сообщества за время ее пребывания в раннем доступе. Last Epoch — это та игра, которая делает все возможное, чтобы исправить то, что раздражает людей, играющих в Diablo или Path of Exile. Если Diablo кажется вам слишком простой, а Path of Exile — слишком сложной, то Last Epoch успешно заняла нишу между ними. Мне бы только хотелось, чтобы часть усилий, потраченных на крафтинг, была направлена на бой.

Убейте на время
Когда скелет получает урон в Last Epoch, он вздрагивает, спокойно расправляя плечи, словно наслаждаясь неспешным зевком. Когда я пускаю светящуюся магическую стрелу или взмахиваю клинком с молниями, это часто выглядит так, будто я причинил незначительные неудобства своей цели. Мне не хватает драматического лязга и брызг крови, которые вы получаете, когда бьете зомби в Grim Dawn. Здесь нет ни громкости, ни эффекта. Когда я умираю, это почти всегда сюрприз, потому что я даже не подозревал, что получаю урон.
В то же время ворчание моего разбойника при использовании способностей настолько громкое и болезненное, что я часто проверяю свое здоровье, потому что использовал ее рывок или что-то еще, чтобы увидеть, что я совершенно не пострадал. Это не просто недостаток обратной связи, а ее дисбаланс. Не помогает и то, что точка обзора иногда полностью перекрывается обрывом или другим препятствием, а персонажи не подсвечиваются, когда находятся за стенами, и мне приходится догадываться о происходящем по звуковым эффектам, которые сами по себе не очень хорошо передают информацию.
Бой становится немного приятнее, когда я играю за прималиста, класс, который наполовину зоомастер, наполовину викинг. Его спутником является волк, но позже его могут сопровождать вороны, медведь или, при наличии подходящего магического шлема, целая армия белок. Однако игре все равно не хватает некой мясистости, той первобытной солидности, которую хочется получить от хакерского боевика. И очень жаль, что классы привязаны к полу, это похоже на рассуждения в духе «Diablo 2 была последней хорошей Diablo, и ее нужно скопировать как можно лучше». (Даже монстры напоминают Diablo 2, только здесь Quill Rats называются Quill Hogs, а гнезда Blood Hawk — Venomwing Nests).

Last Epoch позволяет использовать только пять способностей одновременно, что поначалу кажется ограничением. Даже больше, чем в других экшен-РПГ, здесь очень хочется, чтобы вы придерживались одной и той же горстки способностей. По мере повышения уровня вы сможете специализировать навыки, хотя их не так много, и обнаружите, что у каждого из них есть целый узел разблокируемых опций, чтобы улучшить или приправить его. Хотите добавить немного урона ядом или дерзкое сальто назад? Хотите поменять урон от огня на урон от льда или шанс оглушения? Вариантов множество, но очки за способности начисляются только во внутреннем дереве умений, пока вы специализируетесь на них. Если вы перепрофилируетесь, вам придется начинать заново с горсткой очков, что побуждает как можно чаще использовать одни и те же способности. Вы выбираете атаку, наносящую урон, навык передвижения и какую-нибудь способность для борьбы с толпой, а затем можете практически игнорировать все остальные способности из вашего списка, потому что они не попадут в поле зрения.
Время — это конструкция
От экшен-РПГ я ожидаю только сюжета, и Last Epoch в этом плане не подводит. В игре есть могущественный артефакт под названием Эпоха, и если вы уже догадались, что он будет расколот на осколки, которые нужно собирать, то вы выиграли выпуск Fantasy Nonsense Bingo на этой неделе.
Эпоха позволяет путешествовать во времени, что дает возможность вернуться в разные эпохи, например в ярко освещенные джунгли, полные динозавров, или в руины павшей империи, и создает эндшпиль с повторным выполнением квестов в альтернативных временных линиях, где используются другие враги и различные модификаторы. Все это немного напоминает Chrono Trigger, и, даже будучи человеком, который обычно уделяет внимание повествованию и отчаивается, когда другие игроки признаются, что не следят за ним, я полностью погрузился в игру в первые часы.

Что вполне обычно для этого жанра и не является упреком в адрес Last Epoch. Меня больше беспокоило то, что карта пуста каждый раз, когда вы возвращаетесь в какую-либо область, даже в город, и что появление или отсутствие полосок здоровья у врагов — сущий пустяк.
Основное внимание уделяется механике предметов, а это значит, что любители лута и теоретики билдов с удовольствием проведут время, размышляя о разнице между бонусом к шансу критического удара и бонусом к повышенному шансу критического удара, или о том, что лучше — колчан с повышенным шансом оглушения или колчан с повышенным шансом оглушения лука. Однако если вы пришли в ролевые игры ради экшена, то Last Epoch покажется вам недостаточной.