Представьте себе сцену: четверо солдат отчаянно мчатся к своему десантному кораблю на чужой планете, преследуемые гигантскими насекомыми с клинкообразными когтями. Звуки пулемётов оглушают, вокруг расплескивается зелёная слизь, посадочная площадка кишит чудовищами, а четверка героев в последний момент прыгает в люк и их корабль отрывается от поверхности. Это могло бы быть эпическим кадром из голливудского боевика, но в Helldivers 2 это всего лишь конец ещё одной миссии.
Поразительно, как часто миссии в Helldivers 2 достигают своего апогея в виде адреналинового хаоса и отчаянных героических действий. И каждый раз это остаётся захватывающим, потому что хэппи-энда никто не гарантирует. Может быть, вы погибнете всего в нескольких шагах от выхода. Может быть, вы станете жертвой очереди пуль союзника. Или же группа окажется полностью уничтожена, но кто-то всё-таки сумеет прорваться и вернуться домой, чтобы рассказать историю. Даже если миссия окончится неудачей, за выполненные цели вы всё равно получите вознаграждение, что добавляет стимул и напряжение каждому мгновению.
Космические курьёзы и киношный экшен
Запоминающимися становятся не только финалы миссий. В этом четырёхигроковом шутере от третьего лица (одиночная игра возможна, но куда менее увлекательна) каждая деталь геймплея работает на эффект взрыва эмоций, создавая сцены, которые по праву могли бы быть постановочными для кино. И, в каком-то смысле, они действительно этим вдохновлялись.
Helldivers 2 открыто заимствует элементы научно-фантастических боевиков: здесь можно найти огромные отсылки к Starship Troopers, щепотку Aliens и дух Terminator. Каждая строчка кода игры работает на воссоздание атмосферы культовых сцен — паника, храбрость на грани безумия, чёрный юмор — всё это проявляется в импровизированном хаосе боя, заставляя игрока чувствовать себя частью настоящего киноэкшена.
Запоминаются не только финальные сцены миссий. В этом четырёхигроковом шутере от третьего лица (одиночная игра возможна, но удовольствие от неё значительно меньше) каждый элемент геймплея срабатывает на эффект взрыва, создавая моменты, которые по праву могли бы быть постановкой для кино. И, в каком-то смысле, они действительно этим вдохновлялись.
Helldivers 2 без стеснения смешивает элементы научно-фантастических боевиков: здесь можно увидеть обширные отсылки к Starship Troopers, щепотку Aliens и дух Terminator. Каждая строчка кода работает на воссоздание атмосферы культовых сцен — паника, бравада и чёрный юмор проявляются через импровизированный хаос боя, заставляя игрока чувствовать себя героем настоящего киноэкшена.
Опора на сценарий Starship Troopers оказывается удачным решением для тональности игры. Как и в оригинале, Helldivers 2 в каждой сцене повторяет сатиру Пола Верховена 1997 года: граждане Суперземли борются за свободу и демократию, жертвуя своими жизнями в бесконечной войне. Конечно, сюжет игры — лишь бледная тень оригинального источника, но именно это придаёт боевым сценам великолепный абсурд, рождая смелые тактические решения и частые комичные моменты.
Очарование игры заключается в том, что, несмотря на всю пропаганду, вы не суперсолдат вроде Мастера Чифа, а обычный никто, брошенный на вражескую территорию ради расплывчатых идеалов. Вас будут раздавливать, сжигать, пронзать и, скорее всего, взрывать — иногда из-за ошибок столь же неподготовленных союзников. Каждое выживание становится заслуженной победой, а каждая смерть — трагикомическим побочным эффектом ситуации. И, конечно, спустя несколько секунд один из товарищей по отряду вызывает подкрепление, и вы снова мчитесь с орбиты в пулеподобной капсуле, чтобы вернуться в бой. Главное — надеяться, что вас не высадили прямо среди стаи кровожадных жуков или киборгов.
Поддержка с небес
Одна из самых удачных идей Helldivers 2 — это постоянное прибытие подкреплений с неба, которые запускаются вашим личным звездолетом, зависающим над полем боя словно спутник. Во многом сиквел можно назвать ремейком первой игры с добавленной системой прогрессии в формате live service и сменой перспективы — с видом сверху на вид «за плечом». И эта перемена действительно меняет игру: сражения становятся ближе и более личными, а связь с небом ощущается на каждом шагу, когда подкрепления обрушиваются на поле боя.
Поддержка приходит не только в виде солдат — их падение сопровождается громким ударом, способным разрушить хрупкий ландшафт и уничтожить насекомых. Кроме того, доступны так называемые стратегемы: оборудование, тяжелое вооружение и эффектные огневые залпы, включая авиаудары и орбитальные лазеры. Каждый боец выбирает четыре стратегемы перед высадкой, при этом все они ограничены перезарядкой. Умелое управление стратегемами превращает обычного солдата с штурмовой винтовкой и парой гранат в смертоносного карателя, опасного для насекомых, машин и врагов-человекоподобных существ.
Воздушные и орбитальные удары — быстрый способ уничтожить множество врагов, но одновременно и самый надёжный способ покалечить своих друзей.
Видите ли, воздушные и орбитальные удары — быстрый способ уничтожить целые толпы врагов, но одновременно и самый надёжный способ покалечить своих друзей. Вы назначаете цель, бросая металлический шар, который служит точкой прицела для залпа — комично неточный способ для точного удара. Затем с неба появляется красный луч, и у вас есть считанные секунды, чтобы очистить зону, прежде чем раздастся взрыв, задрожит земля и разгорится впечатляющее облако дыма и пламени. Этот красный лазер может стать вашим спасением или предвестником неминуемой смерти.
То же самое касается автоматических турелей, минных контейнеров и тяжёлого ручного вооружения. Без них вы буквально не выживете, но их использование может обернуться против вас, стремительно уменьшая запасы подкреплений быстрее, чем враг надеялся. Даже с организованной командой ошибки случаются, ведь стычки в Helldivers 2 развиваются невероятно быстро и нелепо. Минуту назад вы стоите в плотной формации, спокойно отмечая дальние угрозы (очень полезная функция), а уже следующую — прыгаете за камень, чтобы уклониться от атакующего жука, вокруг которого роятся его сородичи, а ваша команда разбросана. Пока пыль не улеглась, кто-то спасает союзника от верной смерти, кто-то погибает в огненном порыве самоотверженной славы, и, конечно, кто-то активирует команду воздушного удара, бросая устройство прицеливания, не проверив сначала своё собственное положение.
Боевой строй
Однако не один какой-то элемент делает Helldivers 2 захватывающей — все детали работают вместе. Врагов много, и они приближаются плотными волнами, как ксеноморфы, осевшие в реакторе, при этом падения частоты кадров случаются крайне редко. Каждый тип противника требует особого подхода: где-то нужно отбегать, где-то стоять на месте, где-то прыгать в укрытие, разбрасывать гранаты или вынимать дробовик для ближнего боя.
Вы быстро учитесь, что более крупные и опасные существа и андроиды, которые начинают появляться примерно на четвёртом-пятом уровне из девяти, имеют уязвимые места. Попадание по этим точкам часто требует умелого использования рельефа или совместной работы с напарником: один отвлекает цель, пока другой атакует с тыла.
Тем не менее, не один отдельный элемент делает Helldivers 2 по-настоящему захватывающей — все части игры работают вместе. Врагов огромное количество, и они наступают волнами, словно ксеноморфы, устроившиеся в реакторе, при этом падения частоты кадров случаются крайне редко. При этом каждый вид противника требует своего подхода: где-то нужно отступать, где-то стоять на месте, а где-то нырять в укрытие, разбрасывать гранаты или использовать дробовик для ближнего боя.
Со временем вы понимаете, что более крупные и смертоносные существа и андроиды, которые появляются примерно на четвертом–пятом уровне из девяти, имеют специфические уязвимые точки. Чтобы эффективно поразить их, приходится использовать ландшафт в своих интересах или действовать в паре с напарником: один отвлекает противника, пока другой наносит удар с тыла.
Дизайн миссий и атмосфера
Дизайн миссий в Helldivers 2 разнообразен и увлекателен даже на ранних этапах игры. Задачи варьируются от уничтожения гнёзд насекомых и фабрик дронов до сбора образцов почвы или подготовки к запуску МБР. Миссии обычно проходят в несколько этапов: вам придётся перемещаться по большим картам, удерживать позиции, вводить данные в терминалы, вручную управлять механизмами или ждать завершения процессов. Кроме того, миссии часто содержат дополнительные подзадачи, стимулирующие зарабатывать больше опыта и валюты, но чем дольше вы задерживаетесь на планете, тем сильнее становятся вражеские силы. Каждое решение здесь балансирует на острие ножа, влияя на успех вашей операции.
Визуальная и звуковая составляющая также на высоте. Каждая планета имеет собственный характер: цвета, природные укрытия, опасности и уникальные элементы окружения. Насекомые вызывают отвращение, а роботы выглядят так же угрожающе, как намекает влияние «Терминатора». Но настоящая звезда — звук: идеальные выстрелы, щёлканье перезарядки, взрывы, стрекот насекомых, крики команды вроде «Ешь это!» и «За демократию!», а также музыкальное сопровождение, одновременно патриотичное и драматическое. Включать микрофоны почти жаль, но крайне рекомендуется для полного погружения.
Структура сервиса в Helldivers 2 пока не ощущается навязчивой, а монетизация ограничена покупкой дополнительной брони, шлемов и плащей. Конечная цель игры, по-видимому, заключается в совместной работе всех игроков по освобождению спирали планет вокруг Земли — точнее, Супер-Земли — при этом доступ к ним открыт лишь по одной партии за раз. Каждый раз, когда вы выполняете миссию, индикатор прогресса на планете увеличивается на десять тысячных процента, что, пожалуй, является одной из самых остроумных сатирических ноток игры: она показывает, насколько ценны ваши пот и усилия. Когда счётчик достигает 100% — а это произошло всего один раз в первую неделю после запуска — планета становится недоступной, а открываются новые. Судя по всему, разработчики из Arrowhead тщательно контролируют этот процесс, чтобы прогресс не шёл слишком быстро или медленно.
Тем не менее, после примерно 20 часов игры ощущение рутины начинает давать о себе знать. Количество опыта и игровых валют, необходимое для повышения уровня и получения более мощных стратегем, оружия и брони, подталкивает игроков к повышенным уровням сложности, которые сложно преодолеть без хорошо скоординированных и оснащённых команд. Иногда создаётся эффект замкнутого круга: чтобы справиться с вызовами, нужна лучшая экипировка, но получить её невозможно, пока не преодолеешь эти же испытания.
Технические трудности и сетевые моменты
Тем не менее, нельзя отрицать, что прогресс в Helldivers 2 иногда ощущается медленнее, чем хотелось бы, из-за технических сбоев. Потеря соединения во время бегства к дропшипу после получасовой миссии вызывает настоящее раздражение, как и ситуация, когда возвращаешься домой и обнаруживаешь, что заработанные очки не были начислены. Разработчики из Arrowhead явно следят за ситуацией, и, судя по всему, последняя ошибка уже была исправлена за последние несколько дней. На момент написания обзора самой большой проблемой оставался доступ к быстрому матчмейкингу, который может занимать минуты из-за многократных попыток, даже при наличии множества доступных игр. По всей видимости, высокая активность игроков в Helldivers 2 перегружает серверы.
Конечно, это менее критично, если вы играете в команде с друзьями. Несмотря на эти мелкие неполадки, первые 20 часов игры доставили массу удовольствия. Перспектива открывать новые планеты и новые впечатляющие «игрушки», а также пережить сотни отчаянных забегов к дропшипу, выглядит гораздо привлекательнее, чем большинство предложений в жанре live-service.