Phantom Liberty превращает Ночной город в шпионскую игру с высокими ставками: интриги, напряжённые диалоги и опасные миссии заставляют быть начеку на каждом шагу.
Супершпионская тематика Phantom Liberty сразу задала высокий уровень ожиданий — и расширение его оправдало. В миссии «Званый вечер» я оказался втянут в напряжённый диалог-головоломку, где нужно было завоевать доверие двух харизматично ужасных французских близнецов, играя в рулетку с высокими ставками. Задача заключалась в том, чтобы вовлечь, спровоцировать и, в конечном счёте, подружиться с международными аферистками, наблюдая за тем, как исчезают средства, предоставленные FIA (ЦРУ будущего в киберпанк-стиле). В последнюю минуту я выбрал особенно провокационный вариант диалога — куратор упреждающе пожурил меня по радио, но двое этих уродцев проглотили мои предупреждения. Может быть, я рождён для таких супершпионских игр?
Phantom Liberty — это отточенный кусочек Cyberpunk 2077. Он не меняет всю игру, но представляет собой фантастическое завершение истории Ви и Ночного города, одну из лучших самостоятельных сюжетных линий, созданных CD Projekt Red на сегодняшний день. Параллельно с этим бесплатное обновление 2.0 переработало оригинальный лутер-шутер, добавив больше снаряжения и улучшенную систему перков в стиле «+5% сопротивления яду», что сделало RPG более солидной и органично связанной со стрельбой, ближним боем и стелсом.
После катастрофического запуска и трёх лет переработки Cyberpunk 2077, наконец, превратилась в ту ролевую игру, которую заслуживали её мир и персонажи. Phantom Liberty — это идеальное финальное «ура», над которым CD Projekt трудилась столько лет.

Фальшивый Плисскен: спасение президента в Догтауне
Мне потребовалась всего секунда, чтобы вникнуть в завязку Phantom Liberty: спасти президента новых Соединённых Штатов после того, как Space Force One (да-да, именно так) был сбит над Догтауном — новым районом Ночного города, напоминающим Купол Грома и выглядящим как призрачный, облучённый Лас-Вегас в духе Blade Runner: 2049.
CD Projekt снова демонстрирует умение превращать, казалось бы, производный или слишком телевизионный сюжет в историю с неожиданной глубиной и нюансами. Президент Майерс выглядит приземлённым, «своим парнем», бывшим солдатом в духе Харрисона Форда из Air Force One, но по мере развития сюжета проявляется его хитрая и амбициозная сторона.

Идрис Эльба доставляет настоящее удовольствие в роли Соломона Рида — неохотного убийцы, вынужденного выйти из долгого укрытия, чтобы «служить своей стране», несмотря на ненависть к президенту Майерсу и прошлое предательство собственного агентства.
Оба героя связаны с Сонгберд, хрупкой, эмоционально ранимой хакершей, обладающей странной способностью подключаться к вашему мозгу, населённому Джонни Сильверхэндом в исполнении Киану Ривза. Сам Сильверхэнд возвращается в игре: хотя его образ может показаться немного заезженным (бывший редактор PCG Джеймс Дэвенпорт окрестил его «Джоном Приколом»), в Phantom Liberty он выступает идеальным греческим хором из злодеев, поддерживая динамику и юмор истории.
CD Projekt доказывает необходимость более кинематографичного, ограниченного дизайна RPG.
Главные действующие лица Phantom Liberty убеждены, что поступают правильно и не имеют альтернатив, ожидая вашей поддержки. В итоге игрок сталкивается с одним из самых напряжённых моральных выборов в RPG: кого-то придётся предать, и каждый вариант концовки несёт свои триумфы и поражения.
В моём прохождении удач было меньше, чем потерь, так что, похоже, я выбрал «плохую» концовку. Тем не менее, судя по обсуждениям с коллегами, другой вариант тоже оставляет горько-сладкое впечатление, а моя перфекционистская тяга к идеальной концовке вступает в конфликт с тем, насколько впечатляющей оказалась эта «плохая» развязка. В «The Darkest Timeline» я ощущал тяжесть в животе с момента точки невозврата до титров, а в финале виновные уходят без наказания. И тут уже не о Ви речь — это Догтаун.
Главные квесты Phantom Liberty — настоящие дингеры. После опыта Baldur’s Gate 3 мне было интересно, как CD Projekt справится с таким масштабом, и они доказали мастерство в кинематографичном, при этом ограниченном дизайне RPG. Сцены вроде рулетки за столом или напряжённой подготовки к точке невозврата впечатляют и захватывают. CD Projekt по праву стоит в одном ряду с Naughty Dog и Sony Santa Monica, создавая притягательные моменты, но при этом выделяется среди других RPG вниманием к последствиям выбора и интерактивности, которых игроки жаждут.
Гиговая экономика: побочные миссии с характером
Мне всегда нравились небольшие побочные задания в Cyberpunk 2077. Некоторые из них просты и прямолинейны — «иди туда и разберись с врагами любым способом», — но есть и полноценные мини-истории с озвучкой, неожиданными поворотами и уникальными геймплейными элементами.

Дополнения в Phantom Liberty уверенно относятся ко второму типу, и каждое задание оставило положительное впечатление. В одном случае спасение доктора из криминального мира осложняется его темным прошлым, а в другом игроку предстоит проникнуть в футуристическую спортивную академию, где кибернетически усиленные двенадцатилетние подростки совершенствуют свои навыки.
Моё любимое задание было посвящено паре незадачливых детективов, застрявших в Догтауне и панически боящихся за жизнь. Я чувствовал себя Харви Кейтелем, приходящим на помощь Волку в «Криминальном чтиве», а вся миссия от начала до конца была пропитана абсурдом, который я обожал.
Догтаун: отделённый, но недоиспользованный
Логично, что Догтаун физически отделён от остального Ночного города, но хотелось бы, чтобы он был лучше интегрирован в основную игру или ощущался более враждебной и чуждой зоной. Сюжетная линия «Спасти президента» довольно быстро раскрывает более глубокий заговор, после чего игрок получает свободу перемещения между Догтауном и Пасификой.
Однако DLC не заставляет слишком много делать в остальной части Ночного города: большинство активностей ограничиваются быстрыми поручениями вроде доставки процедурно сгенерированных автомобилей для новой мини-игры в духе Grand Theft Auto. В результате Догтаун ощущается недоиспользованным пространством, хотя его потенциал явно заметен.
Ночной город не обладает той же привлекательностью и интерактивностью, что миры классических симуляторов или Elder Scrolls.
В базовой версии Cyberpunk 2077 был собран впечатляющий состав персонажей, и хотя Phantom Liberty рассказывает отдельную историю, удивительно мало взаимодействий с такими ключевыми фигурами, как Джуди, Роуг, Керри или даже Такемура. Особенно странно отсутствие контакта с четырьмя романтическими партнёрами Ви. В одном случае у меня была возможность сообщить своей базовой девушке о том, что я отправляюсь на новую безумную миссию в разведывательном управлении Cyberpunk, но это ощущалось так, словно я просто сказал: «Я буду в расширении какое-то время, детка, не жди».

Хотя Догтаун выглядит действительно впечатляюще и заметно отличается от остального Ночного города, он всё ещё построен по тем же базовым принципам, что немного разочаровывает. Я ожидал более компактную и плотную песочницу, где можно свободно экспериментировать, почти как мини-хаб в духе Deus Ex.
С исправлениями версии 2.0 в луте и системе прогрессии, главной проблемой игры остаётся отсутствие настоящей мотивации исследовать мир вне явных целей миссий. Ночной город не ощущается осязаемым и живым, как в качественных симуляторах погружения или даже в играх серии Elder Scrolls: проникнуть в чужие квартиры и читать дневники нельзя, а шпионить разрешено лишь в строго определённых локациях для миссий. Возможно, меньший и более управляемый Догтаун мог бы стать такой возможностью, предоставив игрокам более интерактивное пространство. Визуальное великолепие Ночного города всегда контрастировало с тем, насколько ограничен его мир.
Тем не менее, я полностью доволен Phantom Liberty. CD Projekt демонстрирует, что может конкурировать с ведущими студиями в создании кинематографического повествования, а качество сценария и построения мира впечатляет даже по сравнению с Sony. Я ждал, чем студия займётся с расширением для Cyberpunk 2077 с момента первого прохождения игры в конце 2020 года, и Phantom Liberty стала великолепным прощанием с миром, над которым CD Projekt трудилась почти десять лет.