Обзоры игр

Обзор на Baldur’s Gate 3

Обзор на Baldur's Gate 3 1

Проведя 160 часов, распутывая интриги, поджигая монстров и подбирая все более причудливые шляпы для своего Барда, я могу с полной уверенностью сказать: Baldur’s Gate 3 — величайшая ролевая игра, в которую мне довелось сыграть. Если бы я не писал эту рецензию, я уже создавал бы нового персонажа и продолжал бы исследовать мир еще сотню часов. И признаюсь, мне это совсем не помогает.

Это игра моей мечты: она объединяет лучшие элементы Ultima, Baldur’s Gate, Planescape: Torment, Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura и Divinity: Original Sin. Но при этом она идет дальше простого подражания классике, умело сочетая кинематографическое повествование, хаотичную песочницу и механики ролевой игры в настольном стиле. И да, она доказывает: можно одновременно получить «торт» и съесть его.

Мир игры огромен и поражает глубиной. Каждый из трех актов вполне мог бы стать самостоятельной эпической RPG, наполненной проработанными подземельями, запоминающимися квестами и уникальными сюжетными ставками, подкрепленными системами, предоставляющими игроку пугающе широкую свободу действий. Игра буквально кишит перекрестками решений, каждый шаг в которых открывает новые пути и отвлекает от привычного маршрута, заставляя исследовать мир еще глубже.

Отправляйтесь в путь

Обзор на Baldur's Gate 3 3

С первых минут игры вы сталкиваетесь с серьезной проблемой: ваш персонаж заражен паразитом — головастиком, который со временем превратит вас в монстра, лишив личности и свободы воли, превратив в орудие Великого Замысла, пытающегося создать мир, населенный злобными кальмарами-монстрами. Но первоначальный шок быстро сменяется исследованием открытого мира, напоминающего классические приключения D&D.

На вашем пути — Роща Друидов, полчища гоблинов, загадочные болота и возможность приютить детеныша совиного медведя — и, поверьте, он невероятно милый. Именно здесь вы встретите большинство будущих спутников, разделяющих ваше проклятие Истребителя разума, что позволит собрать команду и лучше справляться с опасностями Побережья Мечей. Это самая традиционная часть Baldur’s Gate 3, но она умело отходит от привычного, используя скрытую угрозу и эффект головастика, чтобы держать игрока в напряжении. Вы получаете первые способности Истребителя разума и учитесь применять их, манипулируя союзниками и врагами, а в дальнейшем открываются еще более экзотические возможности, если вы рискнете поддаться влиянию паразита.

С каждым актом меняется не только место действия, но и тон повествования. Во втором акте наступает драматический поворот: игра превращается в чистый хоррор с изуродованными монстрами, проклятиями и травмированными NPC. Здесь чувствуется влияние Dark Souls и Bloodborne: гнетущая атмосфера и пугающий дизайн существ держат в напряжении. В то же время многое зависит от ваших решений. Уже в первом акте вы можете примкнуть к злодеям, уничтожить героев и невинных персонажей, полностью меняя тональность акта. Вы можете не всегда знать, как именно развивается история, но каждое ваше действие делает вас ее настоящим автором.

Обзор на Baldur's Gate 3 5

Страх и тревога сопровождают вас на протяжении всего приключения, независимо от того, в каком акте вы находитесь. Когда я наконец добрался до Врат Балдура в третьем акте, значительную часть времени я провел, собирая расчлененные части тела убитого клоуна — квест, который начинался с комичного смеха и быстро перешел в ужасающую атмосферу. Но городская среда также подарила свои собственные уникальные испытания: политические интриги, криминальные конфликты и скрытые тайны. Непрерывное разнообразие квестов ощущается словно десять различных настольных кампаний одновременно, но Larian умело удерживает все элементы вместе, сплетая сотни разрозненных нитей в единое повествование.

Меня поражает, как действия, совершенные в ранних актах, перекликаются с событиями последующих. Даже случайные персонажи, с которыми вы сталкиваетесь в первые часы игры, могут сыграть ключевую роль в развитии истории, появляясь снова и снова. Особенно это касается группы беженцев, встреченных в самом начале, с которыми вы будете пересекаться многократно, оставляя заметный след. Разумеется, если ваши решения (или их отсутствие) приведут к гибели этих персонажей в первые 20 часов, весь вкус приключения меняется. Последствия ваших поступков всегда очевидны, а порой — впечатляюще масштабны.

Связи, которые остаются навсегда

Обзор на Baldur's Gate 3 7

Эпические события уравновешиваются множеством по-настоящему личных историй, которые написаны с такой мастерской точностью, что фэнтези никогда не превращается в пафосную или душную драму. Судьба всего мира висит на волоске, но это ощущается естественно. Сценаристы Larian создали мир, населенный яркими, многослойными персонажами, к которым вы привязываетесь, тратя сотни часов на изучение их историй.

Хотя вы во многом контролируете то, что происходит с вашими спутниками, они обладают собственной инициативой и в романтических линиях, часто выступая инициаторами перемен в отношениях. У них есть свои споры, разногласия и цели, которые иногда противоречат друг другу. Они никогда не выглядят как второстепенные NPC: личные квесты каждого персонажа полны трагедий и конфликтов, тесно переплетены с основным сюжетом, и к ним относятся с той же важностью, что и к главному герою. При желании можно даже пройти игру полностью с точки зрения компаньона, выбрав его в качестве стартового персонажа, хотя для первого прохождения лучше выбрать по вкусу.

Одним из самых запоминающихся моментов для меня стало свидание с Карлах — тифлингом-варваром, чья сверхъестественная сила подпитывается Инфернальным двигателем в груди — в откровенно ужасном ресторане. Это тихий, трогательный момент среди жестоких схваток с богами, демонами и похитителями разума. Baldur’s Gate 3 умеет быть одновременно захватывающей и глубоко эмоциональной игрой. Отношения, будь то романтические или платонические, чувствуются сложными и правдоподобными, оставаясь при этом приземленными, даже когда в сюжет вовлечены магические ОМП, божественные интриги и пакты с дьяволами.

Обзор на Baldur's Gate 3 9

Каждая история компаньона заслуживает внимания — даже если поначалу персонаж кажется вам неприятным. Колдун Вайл сначала показался мне занудой, но когда я поддержал его во всех испытаниях, помог воссоединиться с отцом и наблюдал, как он преодолевает свои внутренние демоны, я уже не мог представить партии без него. Волшебница Гейл, которая сначала раздражала меня своими флиртующими выходками, постепенно стала самым верным спутником. Даже момент, когда мне пришлось прервать его свидание, обернулся возможностью построить прочную платоническую дружбу. После завершения игры я почувствовал настоящую тоску по всей этой группе.

С остальными героями ситуация аналогична: мир Baldur’s Gate 3 наполнен многослойными, интересными и несовершенными персонажами, которые придают человечность фантастическим квестам, к которым они привязаны. Благодаря тому, что многие из них остаются с вами до самого конца, открывается масса возможностей для развития их историй, что делает Побережье Мечей живым, осязаемым и постоянно меняющимся миром.

Бесконечные возможности

Обзор на Baldur's Gate 3 11

Эта свобода ощущается особенно ярко благодаря невероятной интерактивности мира. Baldur’s Gate 3 полностью раскрывает гибкость правил D&D, превращая игру в захватывающий симулятор, где почти всё, что вы можете вообразить, можно попробовать воплотить. У каждого квеста, головоломки или боя существует множество способов решения, постоянно поощряя эксперименты, творческий подход и любопытство. Каждое «это невозможно» оборачивается вызовом, который игра с радостью позволяет преодолеть, и ни одна хитрая или необычная тактика не считается запрещенной.

Заклинания, навыки и взаимодействие с окружением открывают безграничные возможности. Вы можете обернуть бой с тремя ограми в свою пользу, разрушив шаткие колонны, удерживающие их убежище, превратиться в газ, чтобы проскользнуть через крошечные щели, или использовать магию, чтобы убедить животных восстать против своих хозяев. Даже если вы никогда не заговорите с белкой, у каждого животного в этом мире есть своя реакция. Можно читать мысли, общаться с мертвыми, создавать магическую маскировку, становиться невидимым или телепортировать себя и союзников на большие расстояния, причем эти трюки доступны повторно, а не ограничены разовыми событиями.

Даже самая обыденная вещь, вроде пустой коробки, может стать основой вашей стратегии.

Даже такая, на первый взгляд, безобидная вещь, как пустая коробка, может стать ключевым элементом вашей стратегии: используйте её, чтобы добраться до высоких мест, заблокировать ядовитые вентиляционные отверстия или уронить на ничего не подозревающего врага сверху. Куда бы вы ни посмотрели, везде есть шанс почувствовать себя самым умным человеком в комнате.

Как мастер подземелий, Larian Studios одновременно снисходительна и строгa. Эксперименты поощряются, но ошибки нередко приводят к смерти. И эта гибкость работает в обе стороны: враги также могут воспользоваться вашими хитростями. Если вы выпьете зелье силы и столкнёте босса с обрыва, чтобы завершить сложную схватку ещё до её начала, имейте в виду, что ваша партия также может оказаться уничтоженной. Никогда не теряйте бдительности — в мире Baldur’s Gate 3 опасность подстерегает буквально за каждым углом.

Мастер кубиков

Обзор на Baldur's Gate 3 13

Дух D&D ощущается не только в свободе действий Baldur’s Gate 3, но и в любви игры к броскам кубиков. Пока вы исследуете мир, ваши персонажи постоянно совершают пассивные проверки навыков, чтобы заметить ловушки, засаду или скрытые сокровища. Даже если кто-то из партии что-то пропустит, другой член команды может исправить ситуацию.

Приходится делать и активные броски: взлом замков, обезвреживание ловушек или попытки убедить NPC зависят от ваших навыков, выбранных при создании персонажа. Иногда результаты проверок влияют на уникальные варианты диалога – как, например, бард может пошутить или прочесть стихи, а при убеждении или обмане в дело вступают кубики. Механика ощущается осязаемой и напряженной: вы реально чувствуете риск и важность своих решений.

Случайность, конечно, может подвести, но Baldur’s Gate 3 предлагает множество способов её смягчить. Заклинания, зелья и бонусы к навыкам помогают увеличить результат, а союзники могут поддержать ваш бросок. При этом всегда ощущается контроль: правильное использование фона персонажей и очков вдохновения позволяет повторить бросок, когда нужно, и сохранить стратегическое преимущество. Таким образом, игра превращает каждое решение и каждый кубик в важную часть ролевого опыта.

Создай свою легенду

Обзор на Baldur's Gate 3 15

В сравнении с другими ролевыми играми, система уровней в Baldur’s Gate 3 довольно скромная. Всего 12 уровней, и при повышении уровня порой приходится делать ограниченный выбор. Но это совсем не критично, учитывая, сколько других способов развивать персонажа предлагает игра.

Магических предметов здесь столько, что их бы хватило, чтобы полностью заполнить полки Sorcerous Sundries – главного магазина магии в Балдуре – не один раз. И многие из них дают новые заклинания и способности, полностью меняя билд персонажа. Например, я собрал для Гейла комплект предметов на тему молний, превратив его в настоящую электрическую бомбу: он спокойно перемещался по полю боя, выпуская молнии во врагов и оставаясь практически неуязвимым для погодных эффектов. После этого он стал моим постоянным спутником.

В Baldur’s Gate 3 есть даже возможность добровольно подвергнуться магическому или хирургическому вмешательству, чтобы получить необычные способности, например видеть невидимых врагов. Всё это делает развитие персонажей крайне гибким и позволяет каждому игроку создавать уникальные, впечатляюще мощные комбинации.

Арсенал магических вещей в игре настолько огромен, что его хватило бы, чтобы заполнить все полки Sorcerous Sundries, ведущего магазина заклинаний в городе.

Я не особо люблю майнить механики, особенно в сюжетных RPG, но в Baldur’s Gate 3 эксперименты с необычными предметами и заклинаниями приносят невероятное удовольствие. Для меня это не просто мелкие корректировки ради чуть большего урона — гораздо интереснее поиграть с комбинациями и устроить настоящий хаос. И возможностей для этого здесь огромное множество. Кому нужны дополнительные уровни, если можно превратиться в совиного медведя, использовать заклинание «Увеличение» и обрушить зверя с огромной высоты прямо на врага, превратившись в разрушительный метеорит?

Особенно интересно, что с персонажем, которого вы встретите в самом начале, можно за небольшую плату сменить класс или полностью его переконфигурировать, то же самое касается и компаньонов. В итоге Baldur’s Gate 3 превращается в настоящую личную лабораторию, где можно творить любые хаотичные комбинации — если, конечно, кошелек игрока выдержит такие эксперименты.

Хаос и мастерство боя

Обзор на Baldur's Gate 3 17

Если сомневались, достаточно вспомнить историю с совиным метеором: бои в Baldur’s Gate 3 поражают своей анархичностью. Игра пошаговая в бою (вне него по умолчанию идет в реальном времени, но при желании можно переключиться на пошаговый режим, чтобы тщательно распланировать каждое действие в наполненных монстрами руинах), поэтому динамика боя кажется чуть медленнее, чем у предшественников, но при этом куда насыщеннее.

Каждый бой — это мини-головоломка, где можно экспериментировать с окружением, предметами, стихиями, а иногда и с трупами противников. Бросить мертвого гнома в дьявола? Пожалуйста. Использовать сосиску из таверны как оружие? Тоже возможно. Но даже без безумных экспериментов бой доставляет удовольствие: рубить гоблинов мечом первого уровня и вырастать до двенадцатого уровня, размахивая мечом несколько раз за ход, невероятно satisfying. Заклинатели начинают с небольшого набора заклинаний, но с развитием персонажа появляются яркие новые способности, полезные как в бою, так и для решения задач вне него.

Разработчики из Larian мастерски сделали привычные заклинания и умения D&D гибкими инструментами взаимодействия с полем боя. Вместо простого «выстрела в противника» можно сделать хитроумное сочетание: кислотная стрела в землю под ногами врага, а затем огненный шар, соединяющийся с кислотой, — и вуаля, массовый взрыв. Система простая для освоения, но с ростом числа заклинаний открываются настоящие возможности для стратегических, разрушительных и зрелищных комбинаций, способных справиться с целыми армиями.

Обзор на Baldur's Gate 3 19

В Baldur’s Gate 3 вы получаете не только базовые действия, но и реакции, которые позволяют контратаковать врагов, а также бонусные ходы — прыжки, удары с эффектами (пламя, кислота и прочее) или столкновение противников с обрыва. Вы можете облить клинок кислотой, подпрыгнуть к врагу, стоящему над вами, сбросить его вниз, а затем добивать его товарищей. Любые предметы из инвентаря или объекты на поле боя можно использовать в бою. Особенно мне нравится подходить скрытно и запускать валун, подвешенный мангал или что угодно, что попадется под руку, чтобы начать битву с эффектом неожиданности. Каждое сражение становится моментом триумфа, когда можно мгновенно «раздавить» нескольких недругов.

Некоторые битвы надолго остаются в памяти. Это были столкновения с целыми армиями, в которых я оказывался неподготовленным, но каждая победа дарила невероятное чувство удовлетворения после долгих часов проб и ошибок. Один из эпических моментов — спасение группы людей из взорвавшейся тюрьмы за ограниченное количество ходов, пока рыболюди пытались задержать и уничтожить меня. Я провел целую ночь, планируя и выполняя этот маневр. И, конечно, невозможно забыть бой с боссом под его живое музыкальное сопровождение — его голос был прекрасен, и я даже немного сожалел о том, что победил его.

Испытания и трудности

Обзор на Baldur's Gate 3 21

Начать это приключение бывает непросто. D&D сама по себе может показаться сложной для новичков, и Baldur’s Gate 3 не предлагает легкого входа в свои правила и механики. Даже мне, ветерану серии и настольных RPG, игра показалась местами пугающе сложной, а многие игроки PCG после 20 часов прохождения начинали всё заново. Она требует терпения: первые часы часто уходят на изучение окружения, возможностей персонажей и взаимодействия с миром. Но как только вы освоитесь с особенностями D&D, всё становится гораздо понятнее.

Следить за своими персонажами и квестами тоже порой непросто, несмотря на журнал заданий. Иногда ход времени блокирует выполнение определённых миссий, а иногда — нет, что сбивает с толку. Например, я провёл несколько часов, пытаясь попасть в нужную локацию перед вторым актом, думая, что достиг точки невозврата, а затем понял, что место находится в другом акте и всё ещё доступно — просто до другой точки невозврата. Чтобы не попасть впросак, лучше заранее рассчитывать время и запасаться терпением больше, чем кажется необходимым.

Приступить к этому приключению может быть по-настоящему пугающе.

Учитывая масштаб и сложность Baldur’s Gate 3, я честно ожидал столкнуться с множеством проблем. На деле я заметил лишь несколько мелких багов и один сбой, а после выпуска исправлений от Larian игра работала без нареканий. Производительность оставалась плавной — на RTX 4090 с i9 13900K это и неудивительно. На Steam Deck показатели ниже, около 20–30 fps, но играть в постели всё равно приятно.

Обычно после рецензии игры такого размера наступает чувство облегчения, когда всё закончено. Но не в этот раз. Я мог бы дойти до финала на несколько дней раньше, но просто не хотел завершать игру. Хочется исследовать каждый уголок, пройти как можно больше квестов и испытаний за одно прохождение — всё это настолько увлекательно, что невозможно оторваться. Ещё один квест, ещё один бой, ещё один редкий артефакт для моего уже переполненного инвентаря — и так снова и снова. Я искренне сожалел о том, что всё закончилось, поэтому единственный способ продолжить — начать всё сначала. И я с нетерпением жду этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =