Иногда хочется просто расслабиться в одиночестве. Низкое давление, успокаивающие звуки, достаточно сложных задач, чтобы вы были вовлечены, но не расстроены. Экологическая стратегия-головоломка Terra Nil как нельзя лучше подходит для этого. Она освежает жанр градостроителя и делает его еще более удивительным, что она вышла от Free Lives, разработчиков таких мясных экшенов, как Broforce, Gorn и… э-э-э… Genital Jousting.
Официально заявленная как «обратный градостроитель», Terra Nil не будет неточной, если назвать ее именно так. Это игра о том, как тратить и генерировать ресурсы, выстраивая синергетические цепочки строений для достижения численных целей. Несмотря на это, я чувствую, что Terra Nil больше обязана головоломкам и пасьянсам, чем чему-либо еще.
Сведенная до самых простых механических костей, эта игра представляет собой головоломку с порядком действий, в которой вам предстоит использовать процедурно генерируемые удары, чтобы попытаться очистить доску за минимальное количество ходов. Положите все в правильном порядке и двигайтесь дальше — такая игра, в которую вы играете в одиночестве в тихом раздумье.
Команда уборщиков
Это также размышление о том, что мы, как вид, должны сделать с нашим миром. Ваша цель в Terra Nil — не построить самое большое, самое прибыльное предприятие или победить врага, а взять бесплодную, токсичную пустошь, восстановить ее естественное состояние, заново заселить животными, а затем тщательно разгрести свою работу, чтобы не оставить ни единого следа от рукотворной техники. Оказывается, восстанавливать красоту, а затем приводить ее в порядок — удивительно привлекательный цикл для игры.
Terra Nil — небольшая и целенаправленная, по крайней мере, по сравнению с большинством игр, называющих себя стратегиями. Изначально в игре всего четыре миссии, которые проходятся по порядку (примерно за 4-6 часов, еще четыре варианта миссий открываются после титров), каждая из которых происходит в различных процедурно генерируемых средах (умеренная, тропическая, полярная и континентальная). Среды требуют различных методов и оборудования для возрождения, каждая из них предоставляет свою палитру инструментов и структур для использования.
Каждый проект Genesis состоит из трех этапов. Начиная с безжизненного изометрического холста, вам сначала предлагается восстановить базовый климат и необходимую зелень путем установки очистителей токсинов и ирригаторов (а затем вычерпать дно океана, чтобы создать новую землю), используя ограниченный запас денег, который увеличивается за счет особо эффективных действий. Если у вас закончились деньги, на низких уровнях сложности вы сможете переработать некоторые из своих построек, в то время как на более высоких настройках перерасход средств становится провальным состоянием, вынуждающим переделывать все заново. Никогда не бывает слишком сложно, но всегда есть повод для беспокойства.

Когда зеленого и синего будет достаточно, откроется новый набор строений (в каждой миссии и варианте — свой набор), позволяющий вам и дальше манипулировать окружающей средой и выращивать различные виды животных, чтобы заполнить квоту для каждого из них. Наконец, в каждой миссии вам предстоит просканировать созданную среду, чтобы найти идеальные дома для различных животных, а затем использовать природные реки или собственные монорельсовые системы, чтобы навести порядок, оставив после себя лишь пышную среду, наполненную дикими животными, которую вам предлагается немного посидеть и оценить, пока камера триумфально проносится над ней.
Природные процессы
Terra Nil впечатляет тем, что умеет доносить свою идею через механику. Знакомство с системами происходит в красиво иллюстрированном блокноте, призывающем вас сосредоточиться на красоте мира природы. Хотя вы можете добиться успеха грубой силой и покрыть всю карту сетью скрубберов и ирригаторов, гораздо эффективнее просто слегка подтолкнуть природу в нужном направлении. Несколько аккуратно расставленных Cloud Seeders возле водоемов поначалу мало что дадут, но повышение влажности снова запустит естественные дожди, очистив всю карту, если вы готовы просто посидеть некоторое время и позволить природе идти своим чередом, наслаждаясь дождливыми ASMR-вибрациями.
Именно в этом для меня и заключалась радость от Terra Nil. Просто завершить каждую миссию стало относительно легко (хотя я мог бы усложнить задачу с помощью гранулированных настроек сложности, ограничивающих ресурсы и делающих выбор более важным), но поиск уловок в каждом окружении, чтобы подтолкнуть природу к выполнению тяжелой работы, всегда приносил удовлетворение. Удачно расположенный водяной насос на холме может наполнить множество рек и озер. Контролируемый лесной пожар может создать плодородную почву для целого леса. Вы запускаете естественные процессы, а не строите базу, и, возможно, узнаете немного о том, как эти среды сформировались в первую очередь.

Это также делает игру интересной, к которой хочется возвращаться, хотя я немного беспокоюсь о снижении отдачи. Случайно генерируемые карты создают свои собственные проблемы: расположение естественного озера или реки часто определяет вашу стратегию. Но, как и в хорошем пасьянсе, непредсказуемость и адаптация к тому, что предоставляет случай, — это часть удовольствия, хотя ваш набор инструментов достаточно надежен, чтобы при небольшой практике неудачи стали далекой перспективой.
Теория хаоса
Случайные аспекты Terra Nil не всегда приносят желанное разнообразие. Несмотря на то что в большинстве миссий можно пробиться к проходному баллу, для получения высшей оценки (требующей создания мест обитания для всех животных и достижения всех климатических целей) иногда требуется очень специфическое расположение биомов рядом друг с другом, чему может не способствовать планировка карты.
Тем не менее, это редко было больше, чем незначительное препятствие, делающее 100-процентный результат немного сложнее. Небольшое пятно на фоне неизменно спокойного и приятного опыта.
Terra Nil не является игрой с грандиозными амбициями и не может бросить вызов навязчивой петле One More Turn в Civilization или вытеснить Anno как всепоглощающую губку времени, но она и не стремится к этому. Ее тематика хорошо отражена в дизайне: как бы весело вы ни проводили время, иногда лучше просто убраться и двигаться дальше. Не все должно длиться вечно или бесконечно развиваться. Изящный уход приносит свое удовлетворение.