Storyteller предлагает головоломки, созданные на основе проверенных временем повествовательных структур и тропов. Вам, как рассказчику небылиц, предстоит возиться со скелетами этих историй и смотреть, что к чему, добавляя персонажей и концепции, пока вы не создадите историю, соответствующую названию каждой головоломки.
В мире комиксов Storyteller любая история может быть рассказана в трех-шести панелях, а то и в восьми, и ваша задача — понять, как это сделать. Например, название рассказа — «Ева умирает разбитым сердцем», и вам даны два типа сцен — свадебная и кладбищенская, а также два персонажа — Адам и Ева. Разместите сцену свадьбы, затем поместите в нее Адама и Еву, и они влюбятся друг в друга. Поместите кладбище на следующей панели, а Адама — на надгробие, и он мертв. Поместите Еву рядом с могилой, и, да, у нее разбито сердце. Теперь осталось сделать третью панель, чтобы Ева ушла из жизни.

От этого базового начала истории становятся все более запутанными, хитрыми и фарсовыми. Что, например, если поместить третьего персонажа в сцену свадьбы с тем, кто уже женился? Замужняя сторона отвергнет своего нового жениха, оставив его либо разбитым сердцем, либо презираемым. По крайней мере, так будет до тех пор, пока в пазлах не появится сцена романа, и тогда вы сможете превратить супруга в изменщика, а еще одного персонажа спрятать в ближайших кустах, чтобы он стал свидетелем незаконного свидания.
Трагикомические злоключения
Любовь, предательство и ревность, конечно же, питают многие из этих историй, просто потому, что это такие вечные темы, и Storyteller проводит вас по всему миру, от сказок до детективов, от шекспировских трагедий до готических ужасов. Но в то же время он играет с традиционными ожиданиями, что приводит к приятным результатам. Хотя у каждого персонажа есть определенные желания или черты характера — например, барон в рыцарских сказках замышляет узурпировать трон, — роли часто могут меняться местами. Так, в классическом сценарии любовного треугольника почему бы двум женщинам не выйти замуж и не жить долго и счастливо?
Такая гибкость также позволяет Storyteller покачать комедийными мускулами, пускаясь в глупые «что если», как в придворном романе под названием «Все отвергают Эдгара», где незадачливый герой отчаянно пытается попытать счастья со всеми, кого только может найти, но узнает, что они уже заняты. Эта готовность потакать крайностям устоявшихся представлений в равной степени упивается смешением уважаемой классики вроде Остин с мыльным мусором, как в истории, где Эдгар умирает (бедный Эдгар), оставляя после себя жену Ленору, но возвращается к жизни и обнаруживает, что она уже вышла замуж за Изобелу.

Однако радость от Storyteller заключается не только в решениях, но и в самом процессе. Зачастую вам приходится думать в обратную сторону от концовки, которую вы пытаетесь достичь, спрашивая себя, скажем, что заставило Изобель захотеть отравить Эдгара, когда между ними нет изначальной вражды? В некоторых случаях решения требуют тщательного манипулирования фигурами, рассмотрения того, что каждый персонаж знает и чувствует по отношению друг к другу, и того, как изменить их мнение. К чести игры, она почти всегда сохраняет строгую логику, где намерение и результат очевидны.
А еще лучше, что благодаря этой логике иногда самое большое удовольствие можно получить от чистого метода проб и ошибок. Storyteller смешна по своей сути, но некоторые из самых глубоких смешков, которые она вызывает, возникают как побочные эффекты неудачных экспериментов. Прелесть его системы в том, что простое изменение порядка сцен или замена одного персонажа на другого может привести к непредвиденным последствиям, например, к версии истории о Царевне-лягушке, которая заканчивается обжиманием двух лягушек, или к трагедии, в которой разбитая сердцем Ленора выпивает яд и умирает, затем воскресает, понимает, что ее сердце все еще разбито, и выпивает еще одну бутылку мышьяка.
Другая причина, по которой такие моменты удаются, — это идеальное визуальное оформление и интерфейс игры. Построение сюжета в Storyteller — это всего лишь перетаскивание, и как только вы помещаете персонажа в сцену, он реагирует, не моргнув глазом, будь то мгновенная влюбленность в того, кто стоит перед ним, или столкновение с обрыва. Или посмотрите, как невинное заявление «Я твоя мать» внезапно превращается в шокирующее откровение, когда вы передвигаете фигуры в уморительной интерпретации игры Oedipus Rex.
Краткая история

В Storyteller так приятно играть, что вы можете проглотить ее за один присест. На решение всех 51 головоломки, а также некоторых бонусных заданий, которые предлагают вам прийти к определенным выводам разными способами, уходит около двух часов, после чего остается лишь закрыть книгу. Тем не менее, если вы согласны с идеей игры, которая очаровывает за 120 минут до завершения, то можете не жаловаться.
Вот только трудно не почувствовать себя немного ошеломленным, когда титры заканчиваются, даже принимая во внимание, сколько лет потребовалось разработчику Даниэлю Бенмерги, чтобы сделать все так красиво и последовательно. Отчасти это связано с тем, что некоторые концепции остаются недостаточно изученными, как, например, глава о монстрах, в которой представлены персонажи вампиров и оборотней и их особенности поведения, а затем они снова уходят со сцены после пары историй. Но проблема не только в количестве, но и в том, что «Рассказчик» на самом деле не строится на чем-то кульминационном или глубоком. Он просто останавливается.
Конечно, его творческая система предлагает несколько интересных идей для размышления, например о том, что заставляет историю работать или проваливаться, или о том, как истории могут подрывать, казалось бы, чугунные правила. Но эти темы заметны в первые десять минут, как и в прошлогодней демоверсии, и не развиваются по мере продвижения. В отличие от этого, другие короткие игры-головоломки, такие как Gorogoa или Unpacking, не чувствуют себя оборванными, потому что они ведут к развязке, а Storyteller этого не делает. При всей гениальности этой игры, рассказывающей истории, и точном исполнении, ей не хватает одной вещи — собственной истории.