Sea of Stars — ещё одна инди-RPG, которая явно вдохновлена классикой, безымянной, но узнаваемой. На этот раз это почти что Chrono Trigger: здесь есть плавные переходы между боями, комбинации навыков, захватывающий саундтрек от Ясунори Мицуды, уютные костры и мир, выполненный в фирменном стиле SNES-эпохи. Пройди это, почувствуй ностальгию и получи метафорическую «футболку путешественника во времени».
Что действительно выделяет Sea of Stars среди десятков ролевых игр, стремящихся вернуть дух 90-х, — это чёткое понимание разницы между вдохновением и слепым копированием. Несмотря на знакомые механики, каждая секунда игры ощущается как полноценное приключение, которое стремится быть самим собой, а не вторым клоном Chrono Trigger или любой другой SNES-RPG под номером #7632.
Самый заметный способ отделить себя от прошлого — это крайне детализированный и живой мир. Всё, что может колыхаться под действием ветра или течения воды, делает это, и каждый NPC или незначительное сюжетное событие наполнено уникальными деталями, которые встречаются лишь один раз. Главным героям уделено особое внимание: они движутся по локациям с такой плавностью и лёгкостью, о которых их «предки» из 1995 года могли только мечтать.
Плавание, перемещение по узким уступам, прыжки через столбы и балансирование на канатах — стандартные действия, но благодаря визуальной гибкости мира они выглядят органично и естественно. Мир ощущается живым, а исследования — увлекательными, в отличие от традиционных «линейных» путей, по которым движется партия в классических RPG.
Как и положено жанру, исследование сопровождается боями с монстрами, иногда слабо связанными с местностью. Но Sea of Stars оживляет эти встречи за счёт продуманной боевой системы с возможностью принимать или прерывать ходы врагов. Благодаря этому можно вовремя блокировать или ослабить потенциально разрушительные атаки, если успеть выбрать правильную комбинацию навыков и атрибутированных ударов до наступления следующего хода противника.
Каждое сражение требует внимания и стратегии: исход зависит не только от характеристик персонажей и их снаряжения, но и от правильного выбора момента для атаки. Множество способностей и навыков можно усилить мгновенным нажатием кнопки, а также смягчить получаемый урон. Тайминг действий зависит от конкретного члена партии и используемого им умения, что добавляет бою глубины и позволяет различать проворных героев, предпочитающих быстрые удары, от мощных громил с медленным, но сокрушительным стилем.

Баланс силы и стратегии
Позиция каждого героя на заранее определённом поле боя остаётся вне моего контроля. Иногда уследить за несколькими анимациями, требующими точного тайминга, сложно — особенно это заметно на ниндзя Серай с её хитроумными порталами. Тем не менее сама концепция работает отлично. Часть MP восстанавливается при обычных атаках, аккуратно подталкивая меня чаще использовать все доступные инструменты и способности.
К сожалению, огромные боссы, которые ждут в конце запутанных подземелий, порой утомляют так же сильно, как и впечатляют визуально. Обычно они обладают регенерацией или требуют точного взаимодействия с объектами, чтобы открыть их уязвимые места, что быстро превращает бои в затяжное ожидание вместо зрелищной кульминации.
К счастью, в Sea of Stars есть дополнительные реликвии, которые сглаживают такие моменты. Они позволяют тонко настроить сложность, снизить входящий урон или превратить стандартные атаки в двойные удары. И самое приятное — их можно приобрести почти сразу после начала игры. Мне понравилась возможность подстраивать игровой опыт под себя, хотя честно скажу, что обычно я всё равно использовал их. Без этих реликвий бои не становились сложнее, просто проходились чуть дольше.

Насколько бы тщательно ни была проработана ретро-обновленная версия, сюжет не избавлен от типичных слабых мест классических RPG. NPC могут быть милыми и запоминающимися внешне, но по сути выдают те же самые однообразные реплики, что и их «предки» тридцатилетней давности. Проблемы, возникающие в последней деревне, чаще всего решаются коротким походом в соседнее подземелье. Особенные герои с яркой внешностью следуют заветному маршруту, который уже прошли многие, и довольно легко предсказать основные сюжетные повороты ещё до того, как они произойдут.
Тем не менее игра демонстрирует искренность, которая почти удерживает всё вместе. Ядовитый мета-юмор, присущий инди-RPG в стиле ретро, здесь тоже есть (гигантское существо по имени Y’eet, кидающее вашу партию на дальние расстояния, — одно из них), но такие моменты редки и не навязчивы. Они не пытаются подпортить сюжет лишь для того, чтобы вызвать ироничную улыбку игрока, привыкшего к приключениям в духе 90-х.
Привыкнуть к такому подходу мне удалось не сразу. Я ожидал постоянных «колючих» напоминаний о том, что это устаревшие приёмы, и что наслаждаться ими можно лишь через призму сарказма, но таких моментов почти не встретилось.
Sea of Stars — это в первую очередь лёгкое, уютное приключение в красивом мире с традиционными задачами RPG, которое понимает, что застревать на одном месте не стоит. Игра не позволяет мелким раздражителям перерасти в что-то серьёзное. Возможно, она не дотягивает до уровня своих вдохновителей, но смелость отличаться не только от прошлого, но и от значительной части современного рынка делает её заметно ближе к сердцу, чем большинство других инди-RPG.