Не знаю, может, это только мне кажется, но кажется, что сейчас на рынке меньше сурвайвалов, чем раньше. Возможно, я немного отстал от трендов, но еще не так давно Steam был завален постапокалиптическими играми с крафтом. Rust, DayZ, Seven Days to Die, Ark: Survival Evolved и Project Zomboid были культовыми играми того времени, когда я учился в старшей школе. В последние годы на память приходят лишь Palworld и Valheim. Возможно, игроки устали от жанра, разработчики поняли, что способов реализовать зомби и меню крафта не так уж много, или я просто пропустил очередной хайп на Twitch. Как бы там ни было, SCUM — это последняя из выживальных игр, в которую я играл еще на ранней бете, и которая наконец вышла в полноценной версии 1.0. И хотя она не претендует на звание «лучшего сурвайвала с индикатором голода», это, пожалуй, самая увлекательная игра в этом жанре на данный момент.
Сюжет SCUM, как и у большинства игр жанра, предельно прост. Вы играете за заключённого, которого высаживают на огромном острове с открытым миром. Ваша цель — выжить как можно дольше. С самого начала у вас есть лишь одежда на спине и книга с рецептами крафта, а если не быть осторожным, можно умереть и с этим минимальным набором. Но если подойти к делу с умом, вы сможете добывать всё: от штурмовых винтовок до алкоголя, который можно хранить либо в собственной базе, либо в найденном транспортном средстве.
На пути к званию короля острова вам предстоит столкнуться с зомби, дикими животными, бандитами с ИИ, боевыми машинами, а на онлайн-сервере — с другими игроками. Помимо этого, придётся заботиться о базовых потребностях: следить за голодом и жаждой, избегать болезней и других повседневных смертельных опасностей. Всё это реализовано в перспективе от первого и/или третьего лица, что добавляет реализма и напряжения каждому вашему действию.
Это верно почти для всех игр жанра survival. Будь то уничтожение мобов в Minecraft или попытки выжить в Escape from Tarkov, базовый игровой цикл большинства проектов в раннем доступе (или ранее находившихся в раннем доступе) остаётся одинаковым. То, что выделяет SCUM, — это глубина его систем. Если в Minecraft любая еда даёт одинаковую пользу, то в SCUM система питания учитывает индивидуальные калории и витамины каждого съеденного продукта. Система травм в Rust проста, а в SCUM пулевое ранение и сломанная нога требуют совершенно разных способов лечения. В DayZ без модов вы не сможете употреблять наркотики, а в SCUM можно напиться, покурить, а на следующий день страдать от похмелья. Очень немногие игры заставляют учитывать вес персонажа или работу кишечника, но в SCUM можно набрать лишний вес, страдать от запоров или даже «испортить штаны» — и всё это симулируется в игре.
В конечном счёте, вы делаете те же базовые действия, что и в других сурвайвалах: исследуете изолированные локации, добываете снаряжение получше, чтобы пробираться по городам или сражаться с ордами нежити, и в итоге используете машины или самолёты, чтобы добраться до военных бункеров.
Но в SCUM каждая ваша действие требует предельной осторожности. Это и делает игру уникальной. В ней есть и забавные элементы: можно полностью раздеться и пойти купаться после бурной пьянки, а также не нужно зависеть от модов для базовых функций вроде торговцев или простых квестов. Несмотря на то, что боевая система от первого и третьего лица оставляет желать лучшего, SCUM остаётся настоящим симулятором выживания. Если вы хотите понять, как работает любая механика игры, достаточно подумать, как она работала бы в реальной жизни. Пистолеты, даже с глушителем, громоздки и шумны — враги обязательно обратят на них внимание. Нужно употреблять здоровую еду, чтобы не набрать лишний вес и сохранить возможность бегать. Если персонаж всё-таки обзавёлся животом, он сможет выдерживать больше физического воздействия.
Не всё в SCUM работает идеально — например, способ появления врагов и NPC может раздражать. Но сам процесс выживания и преодоления дня в игре приносит огромное удовлетворение. Когда вы научитесь правильно управлять своим персонажем и использовать все возможности игры, ощущение достижения и выживания становится настоящей наградой.
Конечно, всё это возможно благодаря технической проработке SCUM. Игра не лишена багов, но ни один из них не критичен и не ломает геймплей. Зато визуальная составляющая и звук проработаны на высочайшем уровне. SCUM не впечатляет вас «вау-эффектом», как в каких-нибудь AAA-блокбастерах, но внимание к деталям поражает. Маленькие вещи — например, как персонаж выглядит промокшим после переправы через озеро, или различные звуки, издаваемые врагами — делают игру максимально живой и погружающей.
Крупные детали также впечатляют: великолепные виды с вершины горы, угрожающая атмосфера радиационных зон — всё это создаёт цельный мир и предотвращает чувство разрозненности или конфликтующих художественных стилей, как это иногда бывает в 7 Days to Die. Каждая локация и элемент окружения создают ощущение, что SCUM — это максимально правдоподобный симулятор выживания, где даже самые мелкие детали усиливают погружение.
В отличие от многих других проектов, вопрос в SCUM не в том, хороша ли игра и стоит ли её проходить. Ответ прост: если вам нравится жанр, да — однозначно. Основной игровой цикл здесь во многом схож с конкурентами, но глубина систем придаёт ему дополнительное удовольствие и смысл. Вопрос лишь в том, стоит ли эта глубина того, чтобы перейти с привычного вам «крафт-выживания» на SCUM. И здесь ответ тоже положительный.
Хотя геймплей в целом не сильно отличается от множества проектов, долгие годы пребывавших в Steam Early Access, играть в SCUM приятнее и интереснее. Здесь нужно действовать более осторожно, проще погрузиться в игровой мир, а для плавного и полного опыта не нужно настраивать серверы или устанавливать модификации. SCUM — это не просто зомби-игра с приставленной системой выживания, а настоящий хардкорный симулятор выживания, в котором зомби — лишь один из элементов мира. И это один из лучших представителей жанра.