Kingdom Come: Deliverance 2 — историческая RPG с живой Богемией и глубокими боевыми системами.
Kingdom Come: Deliverance 2 — пожалуй, одна из самых необычных ролевых игр, в которые мне доводилось играть. Здесь всё — от сеттинга и исторической эпохи до боевой системы и даже одежды — выглядит так, будто разработчики тщательно подбирали каждую деталь под специфические вкусы и требования.
Ожидаете от игры масштабного фэнтезийного приключения? Забудьте. Как и в первой части, сюжет KCD2 напрямую основан на политике и реалиях Богемии 1403 года. Думаете, сможете крошить врагов десятками? Удачи. Сражения здесь — это своеобразный танец, где решают не только удары, но и положение рук и ног по отношению к противнику. Даже в поздних стадиях игры один неверный шаг может обернуться тем, что вас попросту разрубят. А если вы решите надеть кольчужный хауберк без поддоспешника-гамбезона — то, простите, но вы полный глупец.

Да, мои игровые вкусы можно назвать довольно своеобразными, но Kingdom Come: Deliverance 2 попала в них точно в цель. За 75 часов, проведённых в её мире, я пожалел лишь об одном: необходимость подготовить рецензию вынудила меня ускориться и добежать до финала, тогда как я с удовольствием провёл бы в Богемии ещё столько же времени.
Для меня это — новая классика жанра, игра, которая моментально стала личным фаворитом. По духу и атмосфере она напоминает тех старых «диких» гигантов вроде The Witcher 1 и The Witcher 2 — со всеми их шероховатостями, суровостью и неприкрытой аутентичностью.
Парни на побегушках
Kingdom Come: Deliverance 2 продолжает историю там, где остановилась первая часть. Игрок всё так же управляет Генрихом Скалицким — сыном кузнеца, внебрачным отпрыском знатного рода, осиротевшим после разорения его родного города наёмниками, и неизменным спутником лорда Ганса Капона из Пиркштайна.
Политическая ситуация в Богемии остаётся крайне напряжённой: страна раздираема борьбой между сторонниками законного, но пленённого короля Вацлава и приверженцами его узурпатора — брата Сигизмунда. Опекуны Капона стоят на стороне Вацлава, и потому юному лорду, вместе с Генрихом и небольшой свитой охраны, поручают важную миссию: доставить письмо Отто фон Бергоу, одному из ключевых союзников Сигизмунда, чтобы положить конец затянувшейся междоусобице.
Задание кажется ясным, почти рутинным, но, как это часто бывает в средневековой политике, «очень, очень хорошо» всё идёт лишь до первой непредвиденной развязки…

О нет, прошу прощения, ничего гладко не проходит — всё рушится буквально сразу, и вскоре Генрих с Гансом отправляются в самовольное странствие, оказываясь втянутыми в хаотичные петли и лабиринты центральноевропейской политики XV века. Им приходится прыгать от одной фракции к другой, и сюжет постепенно превращается в напряжённую, интригующую историю. Особенно если вам по душе встреча с реальными историческими фигурами вроде Яна Жижки или Сигизмунда.
Их путешествие охватывает не только высшее общество средневековой Богемии, но и соприкасается с её окраинами. На пути появляются евреи, цыгане и даже бродячий мусульманский учёный, каждый из которых добавляет штрих к общей картине жизни за пределами парадных залов императорского двора. Их истории не всегда отличаются блестящей проработкой, но в них неизменно ощущается искреннее желание показать мир во всём его многообразии.
В целом это эпоха, идеально подходящая для тех, кто любит углубляться в насыщенные политические драмы, и она открывает широкие возможности для сложных решений и моральных компромиссов. Игра регулярно ставит перед вами такие задачи, но если старые европейские RPG (и тут трудно не вспомнить CDPR) с удовольствием сталкивали игроков с тяжестью последствий их выбора, то в KCD2 порой кажется, что всё немного смягчено. Выбор, который может показаться судьбоносным — например, решением, кто из спутников погибнет, — внезапно разрешается без особых последствий: «На самом деле все в порядке, просто мы на секунду заставили вас поволноваться». И именно это отсутствие жестокости делает некоторые развилки ощутимо менее весомыми.

Однако, несмотря на всю сложность и хитросплетения политической линии, главной скрепляющей нитью повествования остаются отношения Генри и Капона. Генри — смелый, располагающий к себе парень с заметным вест-кантрийским акцентом, который невозможно представить в роли протагониста видеоигры без поистине фанатичного видения. А вот избалованный лорд Капон воплощён просто блестяще. Особенно на фоне большинства второстепенных героев, чья актёрская игра колеблется от «вполне терпимой» до «совсем странной». В их дуэте голоса звучат живо, с широким спектром эмоций и настоящей энергией.
Кроме того, Капон поразительно достоверно отражает дух своей эпохи: это заносчивый отпрыск знати, с детства уверенный в собственном превосходстве над простыми людьми. И всё же под маской аристократической спеси скрывается вполне порядочный человек. Его личная эволюция и постепенное развитие дружбы с Генри показаны на удивление глубоко и убедительно.

Феодальные системы
Но настоящую высоту Kingdom Come: Deliverance 2 задают именно её системные амбиции. Порой создаётся впечатление, что стремление Warhorse к точности и правдоподобию доходит почти до уровня сталкерского фанатизма. Захотели стащить что-то из чужого сундука? Ладно, вы всё провернули чисто, но если кто-то видел, как вы крутились возле дома, он всё равно сопоставит факты и донесёт стражникам. В одном случае меня и вовсе выставили за ворота крепости только потому, что я забыл снять украденное кольцо и прошёл мимо его бывшего владельца.
Мир здесь живёт по строгим законам. Это вселенная правил, которая существует ради самой себя и почти независимо от игрока.
И даже когда ближе к финалу Генри обзаведётся преимуществами и модным арсеналом, превращаясь в настоящего костолома, разносящего врагов в клочья, ощущение всё равно другое, чем в типичных RPG, вдохновлённых Skyrim. Рост силы выглядит не как автоматическая привилегия главного героя, а как закономерный результат долгого, «системного» пути. Ты не просто становишься сильнее — ты постепенно понимаешь границы мира: что реально, что недопустимо и чего от тебя ждут.

К моменту, когда Генри превращается в смертоносный ураган, это ощущается не только как награда за вкачанные очки умений. Это ещё и итог освоения самой боевой системы — её угловых ударов, связок, тонкостей манёвра и подходов к врагам. Постепенно начинаешь чувствовать ритм схваток, использовать комбо, ловить момент для выпадов. ИИ, конечно, не без слабостей: всегда найдётся шанс незаметно вырезать пару противников из тени или снять их с дистанции, прежде чем настоящая мясорубка развернётся в полную силу.
Со временем вы становитесь чем-то вроде разъярённой кухарки из Богемии, для которой враги — просто ингредиенты на разделочной доске.
Но самое впечатляющее — это то, как игра позволяет вам хитростью продвигаться к вершине. Мир подчиняется собственным правилам — иногда в ущерб вам, иногда на вашу пользу. Заметили в лавке дорогущую броню? В KCD2 можно прокрасться туда под покровом ночи и забрать ее прямо из кладовой хозяина (только не примеряйте при нем!). Хотите использовать всех тренеров навыков на карте, чтобы прокачать умения задолго до финала? Деньги, которые вы им отдаёте, окажутся в их инвентаре — и их легко украсть. Игра словно шепчет: «Подождите, а нельзя ли просто…?» и тут же отвечает: «Да, без проблем».
Если вы похожи на меня, можно провести пять часов, обчищая один замок, забирая всю ценнейшую броню, оружие и одежду. KCD2 без проблем дает ощущение, что вы перехитрили систему. Короче говоря, это напомнило мне Morrowind — а это, пожалуй, самый высокий комплимент, который я могу дать видеоигре.

Конечно, становиться преступником необязательно. Вы с одинаковой вероятностью наткнётесь на стычку или её последствия на дороге, как и на оружейника, который случайно оставил своё добро без присмотра. Никто не возразит, если вы подберёте сапоги с мертвеца, открывая доступ к снаряжению, которое в другой RPG считалось бы предметом высокого уровня — просто потому, что вы оказались в нужное время в нужном месте.
Это продолжение философии первой игры, но в KCD2 баги и технические странности почти исчезли. Производительность стабильная, критических сбоев нет, а амбициозные системы работают почти безупречно. Единственные раздражающие моменты — пара странностей и огромное количество опечаток в субтитрах и меню, которые, надеюсь, исправят в будущем.

Gloria mundi
Богемия оказывается огромной. KCD2 предлагает две колоссальные карты, наполненные всевозможными делами и событиями. Такая масштабность могла бы утомлять, как поиск всех вопросительных знаков в The Witcher 3, но если подходить к ней без навязчивой гонки за 100% завершением, это превращается в огромный мешок возможностей: занятия и отвлечения, которые погружают вас в мир и одновременно дают ощутимые преимущества.
Охота, разбойничьи лагеря, раскопки могил, побочные квесты — всё, что ожидаешь от средневековой RPG, здесь присутствует. К этому добавляются кузнечное мастерство, алхимия, игральные кости (куда же без них?), карты сокровищ и множество других мелких радостей. Средневековая Чехия ощущается как огромная ярмарка для новичка, где каждая активность открывает новые очки навыков и перков, а также добычу — оружие и зелья, которые полезны в повседневной борьбе с врагами.

Эти занятия, естественно, невероятно увлекательны. Здесь нет простого ритма кузнечного ремесла вроде Fable 2 — вы будете нагревать металл, придавать ему форму, закалять заготовку и наслаждаться процессом. Алхимия же поражает своей концептуальной проработанностью, хотя на практике она может сбивать с толку. Я до конца не разобрался с ней, и каждый эксперимент Генрих комментировал бурчанием о том, что я всё испортил, но при этом даже неудачные зелья оставляют хоть какую-то пользу.
При этом KCD2 умудряется сохранять ощущение живого мира и динамики: один момент вы солдат, другой — шпион, азартный игрок или кузнец. Симуляция средневековой жизни растягивается на часы, постоянно предлагая новые роли и занятия. Примерно на 50-м часу мне открылась целая квестовая линия Гильдии воров, позволяющая наконец применить навыки скрытности, недоиспользованные до этого момента.

Подписано, запечатано, доставлено
KCD2 ощущается настоящим чудом: безумно амбициозной и в то же время уникальной игрой, которая умудряется реализовать свои цели и показать своеобразие, достигнув того уровня, к которому Warhorse стремилась в первой части, но тогда едва ли полностью справилась.
Она словно создана для любителей тщательно продуманных систем — тех, кто до сих пор испытывает трепет перед «Сталкером» или «Морровиндом». И в этом смысле игра прекрасно оправдывает их, а заодно и мою, ностальгию по тем старым добрым ролевым играм.