Спустя почти четверть века Jagged Alliance вновь ставит меня на колени, и я не могу быть счастливее. Несчастья, гордыня, дешёвые контракты с наёмниками и моросящий огонь вражеских миномётов завершили мою 25-часовую кампанию с минимальными шансами на восстановление. И знаете что? Я даже не злюсь — это был впечатляющий финальный бой. Я понимаю, где ошибся. Начинаю заново, нанимаю новую команду, и на этот раз всё будет по-другому.
Хотя XCOM давно стала синонимом отрядной тактики, для меня настоящим эталоном остаётся Jagged Alliance 2 от Sir-Tech 1999 года. Пьянящая смесь тактических перестрелок, стратегического управления наёмниками, ролевых диалогов, сайдквестов и мародёрства. Она была чертовски сложной, но чувство разочарования смягчалось глубиной боевой системы и фирменным сарказмом — наполовину A-Team, наполовину Commando, в духе классических боевиков той эпохи.

До сих пор никто не смог вернуть ту самую искру серии. Более мрачная и бескомпромиссная Jagged Alliance: Rage! казалась концом пути. К счастью, разработчики из Haemimont Games, известные по Tropico, имели свои идеи. Хотя тактика отряда не была их привычной сферой, я рад сообщить: Jagged Alliance 3 сумела современно обновить и упростить классическую формулу, при этом сохранив дух оригинала. В глубине души это всё та же олдскульная игра, и она по-прежнему чертовски смешная.
Сюжет Jagged Alliance 3
Действие Jagged Alliance 3 разворачивается всего через несколько лет после событий оригинальной игры 90-х годов в бывшей французской африканской колонии Гранд-Шьен (или «Большой Пес»), богатой алмазными рудниками и авантюристами всех мастей. Местный военачальник похитил президента страны, а его дочь просит вас возглавить команду достаточно плохих парней и смельчаков, чтобы спасти его — и, возможно, всю страну. При скромном бюджете в 40 000 долларов вам придётся собирать отряд «Б». Иначе просто никак.
Большинство любимых наемников из JA2 вернулись, а к ним добавились новые лица, создавая многонациональный и разношерстный отряд неудачников. Шутливый тон и веселое разрушение декораций могут показаться кому-то странными, но для меня это один из ключевых элементов игры: здесь всегда есть над чем посмеяться. В отличие от многих тактических игр, каждый наемник — полноценный персонаж RPG: около 36 доступны для найма, а ещё несколько можно подобрать в поле боя. Среди них есть как настоящие профессионалы, так и довольно глуповатые, но почти все персонажи вызывают симпатию.

В то время как опытные ветераны игры получили достойное продолжение, новые персонажи также оказались настоящим украшением Jagged Alliance 3. Особенно запомнилась Лейла «Живая проволока» Идриси, энергичная молодая пакистанская инженерка. Она не только чинит снаряжение и заботится о команде во время долгих путешествий, но и виртуозно взламывает устройства с помощью своего КПК — постоянного предмета инвентаря, украшенного милыми наклейками.
Каждый персонаж имеет обширный набор озвученных реплик как в бою, так и вне его, и нередко вступает в диалоги с NPC. У некоторых есть друзья или соперники, с которыми они шутят или спорят, а набор от 4 до 6 членов отряда делает кампанию разнообразной: каждый раз она ощущается по-новому, открывая новые динамики взаимодействия внутри команды.
Законы баллистики
Боевые столкновения в Jagged Alliance 3 удачно сочетают элементы предшественника с более наглядными полями сражений и механиками, привычными игрокам XCOM. Перемещение зависит от очков действий и учитывает ловкость, мораль, уровень отдыха и другие характеристики, при этом визуально остаётся предельно понятным. Сетка движения отображает «синий» радиус, в котором достаточно AP для стрельбы. Игроки, знакомые с современными тактическими играми, легко войдут в ритм боя, но процесс стрельбы по врагам гораздо глубже и детальнее, чем просто бросок кубика.

Каждая пуля в Jagged Alliance 3 — это полноценный физический объект, вылетающий из ствола и летящий к цели. Если она сталкивается с камнем, стеной или случайным прохожим, урон наносится именно там. Процентов попадания нет — есть только конус прицеливания, зависящий от оружия и характеристик персонажа. Потратив дополнительные очки действий на прицеливание, вы повышаете точность (мигающее желтое перекрестие указывает на почти гарантированное попадание), что делает бои более наглядными и интуитивными.
Укрытия работают реалистично: если они не пробиты, пули не проходят сквозь них, но конечности, выглядывающие наружу, можно зацепить случайным выстрелом или прицельно. Выстрел в голову смертелен, попадание в руку снижает точность, в ногу — замедляет передвижение. Шальная пуля способна создать массу проблем, побуждая действовать осторожно, оглядываясь вокруг и проверяя, что все за укрытием. Броня помогает, но со временем изнашивается, требуя от вас тратить драгоценное время между боями на ремонт механически мыслящих наемников.
Некоторые сложные механики Jagged Alliance 2 были упрощены. Фаза проникновения в реальном времени, где можно было тихо устранить врагов до начала перестрелки, исчезла — теперь пошаговый бой сразу даёт обзор 360 градусов, а при стрельбе этот аспект не учитывается. Бары выносливости и морали заменены простыми баффами и дебаффами. Честно говоря, по ним я не скучаю, потому что есть новые интересные системы, которые компенсируют эти упрощения.

Теперь у каждого наемника есть своя уникальная способность: пассивная (например, инженер Барри Ангер создает несколько метательных зарядов) и активная (степной охотник Юрий Омрын ведет 360-градусное наблюдение). Это добавляет боям разнообразия и делает каждую партию уникальной.
Кроме того, у каждого типа оружия есть свой перк: SMG повышают защиту при движении, пулеметы врезаются в землю для более точного прицеливания и наблюдения, и так далее. В результате в бою меньше микроменеджмента, но больше тактических возможностей, что придает Jagged Alliance 3 собственное, неповторимое ощущение и глубину стратегии.
Гранд-Шьен в огне
С каждым новым прохождением Jagged Alliance 3 я открываю для себя что-то новое. Глубина этой игры поражает.
Стратегия и RPG переплетены в Jagged Alliance 3 так, что открытый мир Гранд-Шьена ощущается живым и полным возможностей. Города населены NPC с французским акцентом, многие из которых дают побочные задания. Алмазные шахты можно захватывать для дохода, форты порождают вражеские отряды для захвата территорий, порты ускоряют передвижение по воде, а другие стратегические объекты дают разнообразные задачи. Наемники на карте могут лечить друг друга, обучать местное ополчение (что добавляет союзные войска на нужной территории), создавать боеприпасы, ремонтировать снаряжение и модифицировать оружие с использованием деталей из сломанных пушек.
Сначала разобраться, что делать в тот или иной момент, непросто — всему нужно учиться на собственных ошибках. Кампания долгой и нелинейная: агрессия врагов постепенно нарастает, сюжетные события втягивают в неожиданные битвы, а бездействие приводит к истощению шахт и потере дохода. Потеря наемников заменяема, но частые неудачи могут привести к серьёзным последствиям. В то же время каждый новый опыт добавляет понимания и ощущение настоящей глубины игры.

Jagged Alliance 3 выделяется даже на фоне своих предшественников благодаря карте мира. Каждый квадрат — это отдельное поле боя с подземельями, тайниками и добычей. Карты наполнены вертикалями, а разведка и взлом добавляют аннотации с точками обзора и маршрутами патрулей, благодаря чему Grand Chien ощущается настоящей страной, а не набором плиток. Бои здесь не только тактически увлекательны, но и визуально впечатляющи: детализированные поля, качественное освещение, погода и время суток влияют на ход боя.
Даже на «нормальной» сложности игра серьёзно испытывает игрока: чрезмерная самоуверенность или расточительное расходование ресурсов может свести прогресс на нет. Враги не особенно умны, но один выстрел из снайперки или штурмовой винтовки может испортить день наемнику. Для любителей испытаний есть режим «Железный человек», где смерть необратима.
Конечно, найдутся игроки, которые пройдут кампанию легко (существует даже достижение за прохождение игрой одним персонажем), но я предпочту включить режим Forgiving Mode на следующем прохождении. Он не снижает урон в бою, но уменьшает расходы времени и ресурсов на восстановление, позволяя действовать более агрессивно. Отличная опция для новичков и опытных игроков, которые хотят контролируемой сложности, оставаясь при этом перед серьёзным вызовом.
Потерянные мелочи
В некоторых аспектах Jagged Alliance 3 уступает своему предшественнику. Ретро-интернет, доступный для изучения, сильно урезан, а милые детали вроде полиса страхования жизни, сайта некрологов наемников или возможности заказать цветы для заклятого врага исчезли. Зато сайт Института профилирования наемников (IMP) всё ещё функционирует: пройдя шуточный тест на определение личности, можно создать одного необязательного персонажа. Несмотря на меньшую индивидуальность, такие персонажи компенсируют это полезной поддержкой в бою и выполнением заданий.

Еще один слабый момент Jagged Alliance 3 — интерфейс. Подсказки и блоки с характеристиками в бою иногда кажутся слишком навязчивыми и громоздкими; хотелось бы, чтобы они были вдвое меньше. То же касается экранов инвентаря: прокрутка детализированных рюкзаков и тайников наемников без опции автоматической сортировки или очистки превращает переоснащение всего отряда в утомительную рутину.
Хотя поля сражений великолепны, а у каждого наемника своя уникальная модель, становится заметно, что перед нами не мегабюджетное производство. Анимация персонажей порой жестковата (особенно удары дробовиком и взрывчаткой), а эффекты крови выглядят немного дешево — раненые персонажи словно обведены ярко-красной краской.