Обзоры игр

Обзор на Indika

Обзор на Indika 1

Индика — непутевая русская православная монахиня на задании. Ей поручено доставить записку в Данилов монастырь, и это долгожданная отсрочка, потому что другие монахини в ее собственном монастыре ненавидят ее до глубины души. Впрочем, это неудивительно: она не очень хорошая монахиня.

Путешествию суждено пойти наперекосяк, и это не спойлер, потому что тон Indika сразу предупреждает нас о том, что мы попали в зону, свободную от искупления. За шесть часов, которые мне потребовались для прохождения игры, наш обреченный герой проходит через череду мрачных, обесчеловечивающих сред, решает кучу головоломок, выживает в совершенно жалких встречах, не достигает ничего из задуманного, а затем вынужден жить дальше. Это не вызвало у меня хорошего настроения, но мне все равно понравилось.

Индика изображает Россию конца XIX века, приправленную сюрреализмом, навеянным ужасами: Узкие, залитые слякотью дорожки монастыря затенены покосившимися куполами, а за его стенами все причудливо огромно, даже собаки. Мир испещрен необъяснимыми расщелинами и узловатой архитектурой. Руины встречаются повсеместно, хотя нам никогда не говорят, почему. Окружение редко логически связано: город находится в тени гигантского виадука, который сам находится в тени огромного монастыря. По какой-то причине я обычно преодолеваю эти просторы по парапету и строительным лесам. Результат получился импрессионистичным, мечтательным и одновременно «видеоигровым», не в последнюю очередь потому, что саундтрек состоит из эмбиентного чиптюна, который иногда переходит в стробирующий танец.

Обзор на Indika 3

Что же это за игра — Indika? Если отбросить тонально-калейдоскопические привычки, то это повествовательное приключение от третьего лица с головоломками, связанными с окружающей средой. Головоломки не всегда блестящие или оригинальные, но они, по крайней мере, разнообразны и интересно используют нетрадиционное окружение. В игре есть несколько погонь с выбором на основе проб и ошибок, а также платформер с гигантскими мертвыми рыбами, который я просто возненавидел. Индика не может стрелять, бить, приседать или прыгать, но у нее есть кнопка молитвы.

Вскоре после выхода из монастыря Индика встречает беглого каторжника Илью, который склоняет ее к более перспективному варианту: в соседнем Спасове есть таинственный артефакт под названием кудец, который предлагает «единственное рациональное средство от бесплодия, безрассудства, неверности и прочих физических осложнений и душевных недугов».

Илья хочет, чтобы кудея вылечила его гангренозную руку, Индика — чтобы заглушить греховные голоса в голове. Ее постоянно преследуют искушения и мыслепреступления, хотя всякий раз, когда она проповедует, это звучит с легкой иронией, как будто она все еще не уверена во всей этой монашеской затее. Иногда ее дьявольское альтер-эго берет все в свои руки, и мир буквально раскалывается на две части. Единственный способ исправить ситуацию — нажать на кнопку молитвы, которая вернет мир в пропорциональную гармонию.

Обзор на Indika 5

Хотя в его тематике чувствуется Достоевский — см. особенно раздел «Великий инквизитор» из «Братьев Карамазовых» — подача фильма «Индика» больше напоминает постмодернизм 90-х, то десятилетие показных контрастов, когда в средневековые каперсы можно было вставлять брейкбиты, и никто бы и глазом не моргнул. Для жителей Восточной Европы здесь есть и следы Тарковского, и намек на унылый юмор, который можно найти в «Патологиях 2» и романах Ласло Краснахоркаи. Другими словами, атмосфера Indika черпается из множества необычных для игр источников, что усиливает ее дезориентирующую странность.

Но это еще не все! Современное путешествие Индики сопровождается серией флэшбэков в виде пиксель-арт мини-игр, отсылающих к Pac-Man, Micro Machines и Frogger, среди прочих. Через эти флэшбеки мы встречаем Индику 15-летним подростком и в итоге узнаем, почему она была вынуждена уйти в монастырь. То, что поначалу воспринимается как приятное смягчение тона, впоследствии, конечно же, превращается в пробирающую до костей тьму.

Обзор на Indika 7

Вопиющая тональная дизъюнкция игры (милые пиксели в один момент, убожество Unreal Engineer в другой) — одна из причин предрелизной известности Indika. Это служит больше цели, нежели вкусу, потому что у Indika есть несколько забавных, но неоднозначных метатекстовых амбиций. Например, здесь есть система статистики RPG, которая позволяет мне получать очки за различные нежелательные атрибуты, такие как чувство вины и печаль. Меня дважды предупреждали на экране загрузки, что эти очки ничего не значат, и это правда, что левелинг не оказывает заметного влияния в игре. Похоже, Индика использует XP как духовную валюту — чем выше ее уровень, тем сильнее ее духовная правильность и власть над своим альтер-эго, — но это игра, которая упивается небольшими двусмысленностями, призванными скорее поддразнить вопросы, чем нанести удар по смыслу. Даже ее концовка, в которой система левелинга играет важную роль, но не так, как вы ожидаете, провокационно эллиптична, хотя она немного «объясняет» и статистику, и пиксель-арт.

Напротив, она может впасть в дидактизм. Во время одной из самых тревожных сцен игры Индика наставляет свое дьявольское альтер-эго: «Убеди меня, что я не сделала ничего плохого». Альтер-эго ругает ее за неразумное следование религиозным заповедям, что, вероятно, является музыкой для ее ушей, поскольку на данный момент она уже далеко не в том состоянии, чтобы прощать. «Просто помни, что добро и зло, тепло и холод — это всего лишь линии на термометре… одно без другого не существует», — так говорит дьявол. В некотором смысле привычка игры вставлять тяжелые речевые обороты в унылые декорации абсурдно смешна (а также: совсем не редкость для российского кино и литературы!), но впечатления лучше, когда художественное оформление — особенно блестящая внутриигровая кинематография, а также фантасмагорическая архитектура — позволяет сделать тематическую нагрузку.

Обзор на Indika 9

Итак, это завораживающее достижение в области повествования, но справится ли оно с ролью игры? Для тех, кто ищет русский вариант A Plague Tale: Innocence или что-то в этом роде, краткость, линейность и негостеприимное безнадежное настроение могут стать причиной отказа. Но я уважаю то, что Indika не задерживается на некоторых интересных идеях головоломок ради того, чтобы растянуть время прохождения. Конфронтационная мощь игры во многом обусловлена резким завершением.

Indika идет на некоторые дикие тональные риски, но в основном играет безопасно, когда дело доходит до того, что вы делаете руками. И даже если это не всегда удается — даже если старый добрый спор «вера против разума» ничего не дает вашему большому мозгу XXI века — суммарный эффект игры заключается в том, что она умудряется смешивать кучу знакомых элементов в новую форму, которая вызывает тревогу и удовлетворение от тупости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =