Главной звездой советского бумер-шутера Hrot являются уровни. Все они вдохновлены или напрямую соответствуют реальным местам в Праге и ее окрестностях. Жилые дома, станции метро, церкви и замки в этой извращенной версии города выглядят как наглые переделки реальных локаций, как MyHouse.wad, раздутый до огромных размеров.
Уровни закручиваются и складываются друг с другом удивительным образом, и Спайтихневу нравится троллить. Создается впечатление, что он — мастер подземелий, который активно общается с вами или смеется над вашими промахами, а не дизайнер уровней, который создал эти области и отошел в сторону.
В активации переключателей или подборе ключей почти всегда есть какая-то хитрость: стены отпадают, открывая врагов, двери-ловушки забрасывают вас в неприятные ситуации, а то и вовсе игра телепортирует вас в совершенно другую часть карты… Хрот просто напичкан подобными приколами, которые не перестают вызывать у меня смех, и даже когда меня обманывают, я всегда это ценю.
Мне пришлось отойти от компьютера во время ночной сессии и вернуться к ней на следующий день. »
Один из запоминающихся моментов — классическая ловушка для валунов в духе Индианы Джонса. В начале Episode 2 вы сталкиваетесь со стандартной, хотя и неожиданной ловушкой в преддверии конца уровня. Спустя одну миссию — и вот, смотрите, еще одна, только на этот раз валун не катится по прямой: он гонится за вами, — неожиданный сэпстик в стиле «якети-сакс» посреди мрачной урановой шахты глубоко под землей.
Один из моих любимых уровней, Granny’s Valley, приводит вас на ферму за городом с пугающей статуей пожилой крестьянки в центре (она соответствует реальному памятнику, вдохновленному чешским романом), и ферма представляет собой интересный уровень-головоломку, в котором нужно искать ключи, пока ее секреты наконец не откроются вам.
Дело в том, что статуя бабушки преследует вас на ферме и даже устраивает засады, что стало одним из моих любимых моментов в Hrot. Сама бабушка не так уж и страшна на вид, но неожиданность ее появления там, где ей не место, настолько напугала меня в первый раз, что мне пришлось отойти от компьютера во время ночной сессии и вернуться к ней на следующий день.
Моментальная стрельба в Hrot — это взрыв, большое разнообразие врагов, требующих импровизации и мастерского владения арсеналом, но мне показалось, что этот арсенал довольно ограничен. Это все основные элементы FPS: пистолет (гораздо интереснее, когда он двуствольный), одноствольный и двуствольный дробовики, SMG, арбалет в снайперском стиле и «гуситская ручная пушка» (читай: ракетница). Все они отлично выглядят, ощущаются и звучат, а также хорошо сбалансированы друг с другом.
Я всегда ценю, когда суперснаряд не превосходит обычный, а экономия патронов в Hrot позволяет экономить снаряды, когда оба ствола будут лишними. Единственное место, где арсенал Хрота пытается быть уникальным, однако, немного подводит. Есть два странных советских космических супероружия, которые я хотел бы использовать лучше — они показались мне недостаточно мощными, а патроны к ним — крайне редкими. В Spytihněv многое осталось за кадром, когда речь зашла о ретрофутуристическом лучевом оружии, особенно если учесть, каким затейником становится Хрот к концу.
Приколы
Эпизод 1: «Поцелуй меня, Густав» — самый мрачный и гнетущий, он сосредоточен на скудных, современных локациях советской эпохи. Средняя глава, «Дегустация», остается моей любимой, она уходит в деревню, смешиваясь с более языческими, земными локациями, такими как готические замки или ферма с привидениями. В конце есть трехуровневый отрезок — замок Кашперк, крепость Добросов и «Бабушкина долина», — который для меня просто из ряда вон выходящая карта в FPS. Вы пройдете путь от замка XIV века, где вы взбираетесь на крепостные стены, прежде чем спуститься в его затопленные подвалы, до тесного советского бункера и той нервной охоты за ключами в сельской местности, о которой я рассказывал ранее. Эта последовательность — лучшее, что есть в Hrot, и она действительно подчеркивает разнообразие, которое Спитихнев смог извлечь из этого мрачного, коричневого мира.
В третьем эпизоде, «Гастроскопия», Хрот по-настоящему налегает на чувство абсурдной, сюрреалистической странности — и в большинстве случаев мне это нравится. Открывающий уровень, «Война с тритонами», — новый фаворит, дань уважения одноименному сатирическому чешскому роману 1930-х годов, а также, как ни странно, отличный отсыл к Return to Castle Wolfenstein. Среди других ярких моментов — босс на бамперной машине и очаровательные собачьи компаньоны, убивающие крыс, которые сразу же попали на вершину моего списка любимых собак в видеоиграх.
Эта глупость работала на меня вплоть до финального босса Хрота. Боссы первых двух эпизодов — причудливые зомбированные/роботизированные версии исторических лидеров коммунистической Чехословакии, Клемента Готвальда в первом эпизоде и Густава Гусака в «Дегустации». Эти фигуры ощущаются как резкие, подмигивающие риффы на абсурдность меха-Гитлера из Wolfenstein 3D, идеальные камни для их соответствующих действий.
Я люблю Hrot, и она держала меня в напряжении вплоть до того самого неприятного финального боя. Hrot — это действительно отличный FPS, один из лучших в эпоху ренессанса бумерных шутеров.