В 2019-м году трудно было даже представить, насколько стремительно изменится мир всего за несколько лет. Пандемия, взлёты и падения криптовалют, стремительное развитие ChatGPT — всё это сделало даже смену названий культовых футбольных серий FIFA и PES чем-то вроде очередного странного витка истории. Однако если eFootball постепенно и уверенно рушит наследие PES, то FC 24 сумела пройти через ребрендинг максимально уверенно и грамотно. Это не та революция, о которой многие грезили, но и назвать её простым «апдейтом ради галочки» язык не повернётся. Игра действительно двигается вперёд.
Особенно чётко это ощущение прогресса проявляется в геймплее. EA заявляет о колоссальном числе новых анимаций — речь идёт примерно о миллиарде движений, созданных на базе технологии Hypermotion. Суть её в том, что искусственный интеллект преобразует реальные данные игроков в более правдоподобные игровые приёмы и ситуации на поле. Подобные обещания компания делает ежегодно, но на этот раз разница в ощущениях заметна куда сильнее — движения стали естественнее, контакт более убедительным, а динамика матчей ощутимо сместилась в сторону реализма.

Попробуйте немного поводить мяч на ограниченном участке поля с юным испанским талантом Гави, а затем повторите то же самое с могучим Эрлингом Хааландом. В серии всегда ощущалась разница между тем, как разворачиваются на поле громоздкие атлеты и как это делают низкорослые, резкие футболисты. Теперь же всё воспринимается естественнее — словно сгладились шероховатости между различными анимациями. Возникает ощущение, что в игре работает некий анимационный аналог DLSS, добавляющий недостающие кадры.
Благодаря этому можно больше полагаться на инстинкты во время дриблинга, прорываясь в образующиеся щели именно в тот момент, когда они возникают. А если удаётся выполнить проникающую передачу в долю секунды, совпадающую с рывком нападающего, FC 24 щедро открывает для вас свободное пространство. Впервые возникает чувство, что вы видите не только текущую картину на поле, но и её ближайшее будущее. Где появится свободная зона? Направьте туда мяч — и шанс получится максимально естественным.
При этом в игре всё ещё ощущается наследие FIFA 23. Например, удары головой почти не изменились, лишь слегка дополнены новыми анимациями прыжков. Зато завершение атак ногами и сам процесс дриблинга приобрели куда больше выразительности и глубины по сравнению с предыдущими выпусками серии.
Улучшители характеристик

Плейстайлы делают новые анимации ещё более выразительными, позволяя почувствовать реальную разницу на поле. По сути, это эволюция старых «черточек» из FIFA, но на совершенно ином уровне. Теперь вы чётко ощущаете момент, когда футболист выполняет Pinged Pass или Power Shot: эти действия заметно эффективнее и зрелищнее, чем у игроков без соответствующего стиля. Попробуйте сделать то же самое с Дэном Джеймсом — результат окажется куда скромнее.
Изменения затронули и передачу мяча. Навесы стали выглядеть острее и более изящно, а кроссы приобрели новый вес и ощущение в управлении. Но главным испытанием стал, конечно же, аспект обороны. Святой Франко Барези, защита в этом году действительно сложна! Всё дело в инерции: вы не можете просто стоять в позиции и надеяться, что соперник ошибётся. Любая потеря импульса или неверное движение тут же карается сильнее, чем раньше. Поэтому правильнее вручную сопровождать оппонента и активно использовать L2, чтобы перекрывать траектории, блокировать удары и передачи, вместо того чтобы бездумно бросаться в подкат. Это требует внимания и больших усилий.
Такой подход напрямую влияет на тактику и расстановку команды. В онлайне очень часто встречается схема 4-2-2-2, ведь наличие двух опорников помогает подстраховать центр, если защитники оказываются выдернутыми с позиции. Но при выборе построения стоит учитывать и другие факторы. В этом году игровые стили настолько значимы, что иногда полезнее отказаться от игрока с более высоким OVR ради футболиста с нужным навыком — например, форварда, отлично замыкающего навесы, или полузащитника, способного разрезать оборону резким пасом.
Дополняет систему и новая механика Evolutions в Ultimate Team. Теперь карты можно прокачивать: выполняйте задания определённым игроком, тратьте монеты — и постепенно его показатели будут расти, открывая новые уровни редкости. Это значит, что ценность игрока перестаёт быть жёстко привязана к его базовому OVR. В итоге в приоритете оказывается не просто рейтинг на карточке, а сочетание стиля игры и позиции, что позволяет эффективнее строить команду и раскрывать её потенциал.

Думаю, уже ясно, что в этом году EA Vancouver действительно внесла ряд ощутимых изменений. И это приятно: визуально и функционально версия для ПК теперь соответствует консольным релизам. Вспомните, как мы относились к FIFA на компьютерах всего пару лет назад — получали «сезонное обновление» на старом движке, шутили над руководством EA и чувствовали себя обделёнными. Теперь же отношение к ПК-аудитории заметно изменилось, и это нельзя не отметить.
Сдвиг в мышлении есть, но как обстоят дела с практической реализацией? Увы, не всё идеально. На старте матчей до сих пор встречаются внезапные обрывы без какой-либо причины — давняя проблема, которая перекочевала и в новую эру. Лично у меня такие сбои случались редко, раз в несколько игр и длились всего пару секунд, но всё равно они ощутимо раздражали. Помимо этого, встречаются и другие технические огрехи. Во время раннего доступа я не смог попробовать режим клубов, и хотя серьёзных багов в графике или анимации не заметил, иногда проявлялись странности со звуком. У других игроков на ПК встречаются самые разные ошибки — от полного отключения комментариев до проблем с распознаванием геймпада. С подобным сталкивался и я, как когда-то в FIFA 23: игра временами «зависала» между мышью и контроллером, игнорировала один из устройств и оживала только после того, как пошевелишь курсор.
Конечно, это разочаровывает. Но нужно сделать важное уточнение: подобные проблемы не связаны с нежеланием EA что-то менять. Напротив, сейчас у ПК-геймеров есть доступ ко всем возможностям консолей текущего поколения, и это уже большой шаг вперёд. А главное — сама игра не боится экспериментировать и внедрять новые решения как на поле, так и за его пределами.
Звездный поиск

В менеджерском режиме акцент сделан на предматчевую подготовку, где приходится балансировать между формой и остротой игроков — двумя тонкими параметрами, которые можно прокачивать через правильно подобранные тренировки. Здесь важную роль играют и сами тренеры: каждый специалист имеет собственный стиль и приносит бонусы, если ваша тренерская команда соответствует философии клуба. К примеру, играя в «Ювентусе» с упором на «Тики-таку», приходится нанимать максимум пятизвёздочных наставников, заточенных под этот стиль, чтобы повысить отдачу всей команды.
В итоге получается своеобразный футбольный «квест» по сбору лучших тренерских умов Европы: накапливайте звёзды в атаке, полузащите и обороне, постепенно формируя идеальный штаб. Правда, откровенно говоря, ощутимой разницы в управлении футболистами я так и не заметил. То же самое касается формы и резкости: их влияние проявлялось лишь в моменты, когда мои основные игроки неожиданно быстрее уставали. Но после нескольких частей FIFA, где карьера практически стояла на месте, сам факт появления новых меню и статистики уже воспринимается как глоток свежего воздуха.
Режим карьеры игрока пополнился другим нововведением — плейстайлами и деревом развития, напоминающим Path of Exile. Теперь можно выстраивать футболиста более целенаправленно, превращая его в узкого специалиста с конкретной ролью в команде. Это создаёт куда более чёткое ощущение прогресса. Если бы у меня получилось сыграть в режиме Clubs, думаю, я получил бы настоящее удовольствие от такого подхода — развивая своего персонажа постепенно, а не пытаясь одновременно быть и Роналду, и Ван Дейком. Но, как уже говорил, протестировать этот режим мне так и не удалось.

Volta также получила свою долю внимания и продолжает делать ставку на лёгкое, беззаботное веселье. Этот режим ощущается как смесь уличного футбола и аркады в духе Fall Guys — только в кроссовках Mercurial Vapors. Здесь собраны мини-игры, направленные на развитие отдельных навыков, и они отлично разбавляют однообразие FUT, когда тот начинает казаться рутиной. Однако, к моему удивлению, сам FUT пока не производит особого впечатления.
Тем не менее FC 24 старается привлечь игроков щедрыми подарками. Так называемые «пакеты основателей» получают все, кто заходит в игру до 2 ноября, и уже через пару дней можно собрать неплохую команду из золотых футболистов. В офлайновых матчах против ИИ это даёт возможность спокойно обкатать схемы и тактические решения, прежде чем вас встретит очередной хардкорный соперник в онлайне, стремящийся продемонстрировать весь свой скилл и безжалостно наказать за любую ошибку.

Наряду с системой эволюций, главным нововведением FUT в этом году стало объединение мужских и женских футболистов в одной команде. И это далеко не просто жест ради политкорректности — новшество реально меняет подход к построению состава. Если раньше казалось, что Гави отлично контролирует мяч, то попробуйте сыграть Мартой: топовые футболистки настолько подвижны и техничны, что их крайне сложно накрыть. Для прежней меты FUT это настоящий сдвиг, сравнимый с землетрясением.
Возможно, свою роль играет накопившееся недовольство от прошлых ПК-версий FIFA, но даже с учётом технических шероховатостей FC 24 воспринимается как шаг вперёд. Видно, что разработчики снова решились на риск: они сознательно усложнили защиту, понимая, что это вызовет недовольство части сообщества. Они объединили мужской и женский футбол в FUT, зная, что реакция будет неоднозначной. Но самое важное — они так переработали анимации и механику управления, что изменения реально ощущаются. И именно благодаря этому сам футбол стал заметно лучше.