Вы явно не в порядке. Вы просыпаетесь на грязном полу какой-то унылой гостиницы с таким похмельем, что лучше бы вас вообще не было. Вы не помните ни кто вы, ни в каком городе находитесь, ни что произошло прошлой ночью. Судя по всему, вы детектив, приехавший расследовать убийство, но ощущаете себя не полицейским. Вы чувствуете себя ужасно.
Disco Elysium — это детективная RPG с невероятной глубиной. В ней есть отголоски Planescape: Torment, элементы полицейской процедуры и психодрамы. Ваш герой — детектив с фатальным похмельем — отрывает себя от ковра, почти голый, кроме пары грязных трусов, и начинает мучительный процесс восстановления своего разрушенного разума, одновременно пытаясь распутать жестокое убийство на заброшенной окраине города.
В игре есть характеристики, проверки навыков, спутники, задания и интерфейс, вдохновлённый классическими CRPG на движке Infinity Engine и настольными ролевыми играми. Но при этом она многое позаимствовала у визуальных новелл и point-and-click приключений: диалоги густые, ветвистые, а в трудных ситуациях можно запугать, очаровать или поразить собеседника болтовнёй, используя огромные массивы поразительно странного и живого текста. Боев, как в Baldur’s Gate, здесь нет: всё сводится к проверкам навыков, диалогам и тексту, даже когда события становятся насильственными.

В пустом квартале найден повешенным мужчина, и ваша задача — выяснить, кто его убил… если, конечно, вы сможете подойти к трупу, не стошнив по дороге. Главный герой Disco Elysium — бледный, с мешками под глазами и в прожжённой фляге — полный катастрофа. Вкус на языке после бурной ночи в виде плоти. Липкий пол дискотек ожил и стал вашим аватаром. Но красота игры в том, что из этого уродливого комка греха вы можете слепить что-то совершенно иное.
Благодаря кошмарному похмелью и амнезии, вызванной им, ваш детектив — чистый лист. Через разговоры с несчастными, пострадавшими от вашего апокалиптического запоя, вы можете открывать аспекты своего характера. При этом можно подавлять эти открытия, даже отрицая собственное имя и выбирая новое. Степень свободы в формировании психики персонажа здесь действительно поражает.
Лёгкомысленное или дерзкое поведение может привести к интересным и неожиданным последствиям.
В диалогах вы управляете каждой гранью личности. Разные варианты ответа определяют ваш характер, реакцию окружающих и исход квестов. То, что вы говорите и как действуете, действительно имеет значение: ваши решения влияют на вашу роль в мире и на внутренний мир детектива.
Но следите за словами: обычное «прощёлкивание» всех диалоговых опций часто оборачивается тем, что вы ставите себя или кого-то ещё в неприятное положение. Персонажи запоминают детали, поэтому стоит обдумывать свои действия и слова. С другой стороны, лёгкомысленное поведение может привести к неожиданным и интересным последствиям — яркий пример того, как Disco Elysium поддерживает разные стили игры.

Навыки тоже имеют большое значение. Всего их 24, и они охватывают всё: от логики, восприятия и реакции до выносливости, концептуализации и авторитета. Персонажу с высоким авторитетом будет проще заставить застенчивого свидетеля выдать всю правду. Герой с развитой логикой сможет вывести истину, внимательно проанализировав место преступления. Есть и более экзотические навыки, например «внутреннее видение» (Inland Empire), позволяющее черпать вдохновение из снов и «разговаривать» с неодушевлёнными предметами.
С другой стороны, персонаж с низким восприятием может пропустить улики, лежащие прямо перед глазами, а полицейский с низкой выносливостью будет страдать даже в самых простых физических испытаниях. Все черты, которыми наделяют лучших вымышленных детективов, здесь присутствуют, но важно, что есть и худшие качества. Если вы хотите обладать сверхчеловеческой прозорливостью Шерлока, но при этом быть саморазрушительным, как Джимми МакНалти из «Прослушки», Disco Elysium позволяет это.
Чем больше мыслей вы развиваете, тем сложнее и глубже становится ваш персонаж.
При создании персонажа начальные навыки определяются броском базовых характеристик: интеллект, психика, физическая сила и моторика. Они повышают или понижают эффективность героя в разных областях. По мере игры вы зарабатываете очки опыта, которые можно потратить на улучшение любых навыков, дополнительно формируя личность персонажа. Слабый в физическом плане персонаж может стать настоящей силой природы, если грамотно вложить очки в нужные навыки.
И это я ещё даже не упоминал о мыслях. По мере того как вы общаетесь с персонажами, вы будете раскрывать новые мысли, которые можно «встроить» в сознание вашего детектива и развивать со временем. Это открывает бонусы к характеристикам и добавляет увлекательные, порой глубокие сюжетные детали. Некоторые мысли сильно влияют на психическое состояние героя, другие же более легкомысленны и играются ради юмора. Изначально у вас доступно лишь три мысли, но очки навыков позволяют открыть больше. И чем больше мыслей вы развиваете, тем сложнее и многослойнее становится ваш персонаж.

Результат всего этого — один из самых невероятно гибких персонажей в истории RPG. Вы можете создать глубоко эмпатичного коммуниста-фаната диско, самокритичного художника, который сначала бьёт, а потом задаёт вопросы, заблуждающегося рок-н-рольного копа с любовью к демократии или наркозависимую феминистскую экстрасенс. Каждый игрок Disco Elysium получит уникальный опыт благодаря смелой глубине ролевой проработки.
Действие игры разворачивается в вымышленном городе Ревашоль, а точнее — в унылом и забытом районе Мартинаиз. Этот район страдает от бедности, преступности, коррумпированных профсоюзов и последствий жестокой революции — как раз то место, в котором вы бы очнулись после трёхдневного наркотического запоя. Город выглядит великолепно: стильная живописная эстетика, выразительные персонажи и детализированные фоны. Но он также грязен, что особенно чувствуется благодаря богатому и выразительному письму. Живое описание вскрытия, например, заставило меня реально почувствовать тошноту.
Повествование остроумное, дерзкое и, надо признать, временами немного самодовольное.
Многие встреченные вами люди говорят отвратительные и оскорбительные вещи, что полностью оправдано угрюмой атмосферой Мартинаиза. Этот район полон ужасных людей. Но здесь встречаются проблески тепла и человечности: люди, которые стараются выжить, несмотря на несправедливый мир. Игровой мир тщательно проработан, с множеством истории и культуры, хотя иногда в опциональных диалогах на вас обрушивается гора скучного, многословного лора.
Письмо обычно остроумное, дерзкое и временами немного самодовольное. Но оно невероятно качественное, с анархическим литературным шармом, который делает даже обычные разговоры чрезвычайно увлекательными. Частичная озвучка тоже есть, хотя её качество варьируется. Хриплый, скользкий голос вашего древнего рептильного разума, периодически возникающего, чтобы подтрунивать над вами, звучит восхитительно зловеще. И мне нравится мягкий, успокаивающий голос лейтенанта Китсураджи, вашего партнёра, который является моральным центром для дикого и непредсказуемого детектива.
Свобода в Disco Elysium не ограничивается только формированием персонажа. Структура игры крайне открытая, позволяя вам расследовать убийство так усердно или неусердно, как захотите. В вашем блокноте постоянно накапливаются задачи, и вы можете выполнять их в любом порядке, включая задания, связанные с главным делом. Все они взаимосвязаны: выполнение одной задачи раньше другой может открыть совершенно новые пути расследования.

Мартинаиз — это огромный открытый район, состоящий из нескольких разных зон, и количество объектов для взаимодействия, персонажей для разговоров и заданий для выполнения просто ошеломляет. Вы будете исследовать обветшалые жилые дома, замерзшее побережье, разваливающийся променад, доковую зону и другие мрачные локации, которые оживают благодаря великолепной графике, атмосферной музыке, освещению и звуковому оформлению. В этом мире легко потеряться.
То, как вы выполняете задачи и раскрываете преступления, зависит от характера вашего персонажа. Если вы физически сильны и предпочитаете активные действия, проблемы можно решать напрямую и агрессивно. Если же ваш герой психологичен или эмпатичен, вы найдете более тонкие, незаметные способы решения. Важно, что игра учитывает любой стиль прохождения. На моем опыте вы никогда не столкнетесь с невозможной ситуацией из-за выбранной специализации. Это делает Disco Elysium исключительно удовлетворяющей RPG: игра подстраивается под то, как вы хотите играть.
Особенность Disco Elysium в том, что опыт прохождения полностью уникален для каждого игрока. Благодаря огромному количеству навыков, характеристик, мыслей и вариантов диалогов вы сможете пройти игру пять раз и всё равно не увидеть всего. Однозначного опыта нет, но с уверенностью можно сказать: это одна из лучших RPG на ПК для тех, кто ценит глубину, свободу, кастомизацию и увлекательный сюжет.