Я люблю хорроры. Но люблю их ещё больше, когда можно играть с друзьями. В одиночку страшнее — и в этом, конечно, есть свой кайф. Но когда вы боитесь вместе, получается особый эффект: всё так же жутко, но при этом весело. Смех и паника идут рука об руку, и именно это сочетание делает такие игры по-настоящему незабываемыми.
Barotrauma — это кооперативный 2D-симулятор подводной лодки, где ваша команда пытается выжить среди кошмаров чужого океана. Игра идеально передаёт атмосферу тревоги и товарищества. Ведь разве не этого мы ждём от хорошей 2D-игры про подлодку — ужаса, который объединяет?
Если ты не фанат луны
Завязка Barotrauma чуть сложнее, чем кажется на первый взгляд. Действие происходит в «недалёком будущем», где Земля, судя по всему, превратилась в токсичную адскую пустошь. Экология рухнула, и человечеству пришлось сматываться туда, где ещё можно дышать — на Европу, ледяной спутник Юпитера. Казалось бы, нашли новый дом… но, как это обычно бывает, вместе с ним мы нашли нечто гораздо хуже.
Если ты не фанат астрономии, поясним: Европа — самая маленькая из четырёх главных лун Юпитера (а всего их, между прочим, 92!). Она чуть меньше земной Луны, и учёные предполагают, что под её замёрзшей поверхностью скрывается целый океан. Именно поэтому все жители Barotrauma живут в подлодках — других вариантов просто нет. Правда, никто не ожидал, что в этих чёрных глубинах обитают чудовищные моллюски размером с дом и характером похуже, чем у налоговой. И, как это водится в видеоиграх, чем глубже ныряешь, тем хуже становится.
Страх — дело коллективное
Главный трюк Barotrauma — это, конечно, кооператив. Твоя подлодка может быть огромной, и управлять ею можно в компании до 16 игроков (или с ботами, если друзей нет… или если ты застал игру ещё в раннем доступе, когда серверы пустовали). Каждый отсек здесь нужен для чего-то важного: от реакторной до медблока. А сами игроки развиваются в рамках шести профессий — капитан, инженер, механик, медик, охранник и парочка других. И поверь, когда в отсеке течь, двигатель горит, а кто-то случайно заперся с чудовищем в шлюзе, всё это ощущается как идеальный командный тимбилдинг… только с криками и паникой.
Управление подлодкой в Barotrauma ощущается по-настоящему шероховато, детально, почти физически. Я однажды был на подводной лодке — и даже кнопку трогать не позволили. Уверен, в реальности пилотировать такую махину примерно так же сложно, как запускать ракету в космос. Но в Barotrauma я хотя бы могу понять, что к чему… хотя, чёрт побери, даже самые простые действия требуют усилий. И это прекрасно — ведь именно в этом и есть весь кайф.
Любой цвет подлодки
Когда начинается работа с конструкцией подлодки, я начинаю по-настоящему потеть. Жалко, потому что именно механика строительства — главный козырь игры. В распоряжении игрока огромный выбор опций, и сразу видишь, как можно раскрутить свою креативность: где лучше разместить медпункт? Стоит ли расположить управление оружием рядом с рубкой? В маркетинге Barotrauma часто сравнивают с FTL: Faster Than Light, RimWorld и Dwarf Fortress. Но лично для меня эта часть больше напомнила Oxygen Not Included, где я постоянно теряю команду из-за катастрофической цепочки удуший и, скажем так, неприятных «жидкостей».
Я также вижу, где кооператив в Barotrauma может быть не просто хорошим, а по-настоящему выдающимся. У меня явно нет 16 друзей-геймеров (да ещё и в одном часовом поясе), но подлодку можно вполне комфортно вести с шестью игроками, а остальные места заполнить ботами. Правда, боты далеко не гении, так что управлять ими придётся постоянно. Но если обычные будни на подлодке могут быть увлекательными, настоящая жизнь Barotrauma начинается, когда вы стоите на грани смерти.
Когда чудовище проникает на вашу подлодку, это по-настоящему страшно. Масштабная, ретро-стилизованная графика только усиливает эффект — кажется, эти твари внезапно выползают из какого-нибудь вентиляционного отверстия. А когда огромный клешневый краб пробивает корпус, начинается настоящий хаос: все руки на палубу, спасение команды, откачка воды и устранение пробоины. Моменты перед катастрофой кажутся невыносимыми, но последние мгновения жизни станут одними из самых захватывающих игровых переживаний, которые вы испытаете в 2025 году.
Капитан на мостике
Идеальная игра в жанре — это та, что в основном спокойна, с редкими моментами чистого ужаса. Я, как и многие, люблю время от времени поиграть в Minecraft: ставишь свои цели и достигаешь их в своём темпе. Но стоит только заложить фундамент для очередного пиксельного дворца, как слышишь шипение криппера — и страх пробирает сильнее, чем в большинстве хорроров. Понимание того, что если справишься с проблемой быстро и правильно — всё в порядке, а промах приведёт к потере прогресса, создаёт особое напряжение. Barotrauma повторяет эту формулу: большинство действий в игре рутинны, но именно благодаря этому редкие пугающие моменты ощущаются ещё ярче и эффектнее.
Наверное, я больше восхищаюсь Barotrauma, чем получал от неё удовольствие. Мне нравится сеттинг, а игровой процесс продуман и изобретателен, даже если не всегда захватывает. У меня пока не было возможности глубоко погрузиться в кооператив, но я с нетерпением жду этого. Мне до сих пор кажется удивительным, что игры о совместном управлении космическими или подводными кораблями ещё не стали полноценным жанром с десятками инди-проектов для сравнения. На данный момент Barotrauma остаётся одним из лучших первопроходцев, задающих вдохновение будущим разработчикам.