Магия редко бывает чудесной в своих частых появлениях в видеоиграх. Она вредит, лечит и, если повезет, превращает врагов в овец или лягушек. Но не так в Age of Wonders 4, где она управляет всеми компонентами этой арканной 4X, кардинально преображая миры, города и населяющих их существ. Собрав обширную коллекцию магических томов, вы сможете побаловаться с божественными силами на свое усмотрение.
Короли-волшебники — потенциальные божества — пробудились в Астральном море и готовы оказывать свое влияние на множество миров, существующих в этом волшебном царстве. Как один из этих королей-волшебников или смертный чемпион, вы должны расти в силе, чтобы доминировать в этих мирах, используя магию и войну, чтобы поставить конкурентов на место.

Структура Age of Wonders 4 должна быть вам знакома: вы начинаете с одного города, возводите новые здания, развиваете окружающие провинции, набираете армии и исследуете карту в поисках сокровищ и новых врагов. Ресурсами, такими как пища, золото и мана, нужно управлять, с соперничающими правителями можно взаимодействовать дипломатически или агрессивно, и в конце концов вы начнете добиваться одного из условий победы, возможно, сосредоточившись на магии, а может, просто покорив всех.
Но последняя игра в этой долгоиграющей серии все же отличается от своих предшественниц. Это становится ясно сразу же, когда вы закладываете основы своей магической империи. Во-первых, это карта. В игре есть множество готовых карт, в том числе и те, которые являются частью сюжетной кампании, но вы также можете создать свою собственную, выбрав ее черты. Может быть, вы захотите покорить замерзшую пустошь, полную монстров, или огненную преисподнюю, расколотую расплавленным морем, где единственный безопасный путь лежит под землей. Здесь нет недостатка в убедительных вариантах, позволяющих создавать всевозможные экзотические поля сражений.
Но именно в процессе создания вашей будущей империи все становится по-настоящему интересным. Выбирая физическую форму, черты характера, культурные пристрастия и социальные причуды своего народа, вы сможете создать самые разные империи, от зловещих кротолюдей, склонных к каннибализму, до трудолюбивых гоблинов, которые просто хотят строить эпические города и заводить новых друзей. Благодаря этому выбору вы определите стартовые бонусы, выравнивание и магическое сродство своей империи, а также то, как вы будете влиять на мир.
Волшебник-строитель

Почти так же важно создать своего правителя. Если вы выбираете смертного чемпиона, то он будет принадлежать к тому же виду, который вы только что создали, в то время как короли-волшебники могут быть представителями любого вида. Поначалу вы просто выбираете их внешность и стартовое оружие, но по ходу игры вы найдете множество новых предметов и XP, чтобы усилить их мощь. Правители, а также герои, которых вы наберете позже, представляют собой самые мощные юниты в игре, и хотя они могут принести пользу вашей империи, управляя городами, по-настоящему они проявляют себя в тактических сражениях.
Вашей долгосрочной целью может стать превращение граждан вашей империи в монстров-нежить.
Недостатком такого стиля создания империи является то, что, хотя некоторые решения, которые вы принимаете, могут оказать большое влияние, многие из них являются ситуативными, «под капотом» или скорее вкусовыми, чем практическими. В начале игры вы не заметите особой разницы между трудолюбивыми гоблинами и зловещими кротокрысами. Вы не получите такого дикого разнообразия, как, например, в серии Endless от Amplitude, где каждая фракция имеет совершенно разные, индивидуальные стили игры с уникальными системами в своем распоряжении. По крайней мере, не вначале. Однако как только вы начнете строить на этих основах, ваш опыт начнет становиться все более отличительным, что приведет к гораздо более сильной средней и поздней игре.
Хотя ранние этапы могут быть немного повторяющимися, процесс создания все равно гарантирует, что вы начнете с четко определенной империей и, следовательно, с ясными целями в голове. Например, если вы создали империю злодеев, использующих магию душ, вам захочется поскорее вступить в бой, похищая души врагов, чтобы пополнить армию нежити. В долгосрочной перспективе вы можете превратить граждан своей империи в чудовищную нежить. Это то, что в Age of Wonders 4 называется «основным преобразованием» — один из нескольких способов улучшить жителей империи.

Вместо обычной системы исследований в Age of Wonders 4 выдаются тома магии, каждый из которых содержит множество заклинаний. Темы связаны с космическими сродствами игры, такими как порядок, хаос, природа и так далее. Существует пять уровней томов, и для каждого сродства вы получаете два возможных тома для каждого уровня. В соответствии с любовью игры к экспериментам, здесь нет никаких ограничений. Если у вас империя, любящая порядок, вы можете выбрать любой томик, хотя этот выбор начнет менять ваше сродство, а значит, и отношение к вам других империй и вольных городов (неприсоединившихся городов-государств, которые можно вассализировать или завоевать), а также развитие империи по мере открытия новых навыков сродства в отдельном дереве развития империи.
Изучая заклинания из этих томов и открывая новые тома, вы довольно быстро получите богатый арсенал улучшений города, призывов, превращений и зачарований, а также всевозможных защитных и наступательных заклинаний. Влияние этих заклинаний просто гигантское, особенно если они работают в паре. Например, если вы изменили свой вид так, что он стал быстрее передвигаться по лесам, то вам обязательно нужно выбрать заклинание, позволяющее создавать новые леса, преобразуя саму землю, чтобы вы могли лучше по ней передвигаться. Конечно, ветераны серии узнают многие из появляющихся заклинаний, но то, как магия развивает вашу империю, и синергия, которую создают эти преобразования, чрезвычайно нова.
Когда у вас появляется возможность взять в руки новое заклинание, вы пытаетесь понять, как оно впишется в ваш репертуар и какую роль сыграет в завоевании мира, это вызывает неподдельное волнение. Темы также позволяют открывать новые здания и нанимать юнитов, так что они не являются исключительно источником заклинаний. Некоторых юнитов придется нанимать в городе за золото, а другие появляются в виде магических призывов, помогая вам в трудную минуту. Я уже сбился со счета, когда мне приходилось сталкиваться с врагом, который должен был раздавить меня вдали от городов, и призыв спасал ситуацию.

Магия все еще имеет свои ограничения. Заклинания требуют маны, а любые зачарованные или преобразованные юниты будут истощать ваши запасы. И хотя вы можете использовать сколько угодно мелких превращений, мощные крупные превращения ограничены одним. Но это ограничение касается только одного вида. Добавьте в свою империю представителей другого вида — путем завоевания или дипломатии — и вы сможете эволюционировать их совершенно по-другому. Это дает вам огромную гибкость и множество способов противостоять препятствиям.
Тома — это нечто большее, чем просто магический вариант дерева технологий, и я никогда раньше не получал столько удовольствия от развития империи. Даже в Stellaris, с ее огромным количеством способов развития вашего вида, я всегда чувствовал, что делаю множество менее увлекательных выборов, прежде чем доберусь до самого интересного. В Age of Wonders 4 я постоянно получаю новые игрушки для игры, новые способности и новые способы развития.
Любителей микроменеджмента может раздражать то, насколько все это упрощено по сравнению с Age of Wonders: Planetfall, где у каждого юнита была куча слотов для модов, позволяющих улучшать их на индивидуальном уровне. В Age of Wonders 4 возможности трансформации и улучшения гораздо шире, так что от момента к моменту вы вносите гораздо более значительные изменения. У обеих систем есть свои сильные и слабые стороны, но в Age of Wonders 4 уже так много всего происходит, что я оценил возможность вносить масштабные изменения во всю свою империю одним нажатием кнопки.
Возьмите подсказку

В результате Age of Wonders стала более доступной, но стоит отметить, что оптимизация — не единственный способ, которым Triumph добилась этого. Здесь есть полезные вложенные подсказки, кодекс и система подсказок, которые должны облегчить вам жизнь, а также механические улучшения. Возьмем, к примеру, ваши города. Если в Age of Wonders 3 вам приходилось выбирать между набором юнитов и строительством зданий, то здесь вы можете делать и то, и другое одновременно благодаря отдельным очередям. Если бы не необходимость расставлять приоритеты, то можно было бы ожидать, что у вас быстро закончится материал для строительства и найма, но частота, с которой вы открываете новых юнитов, и широкий выбор строительных проектов, которые, в свою очередь, открывают еще больше проектов, означают, что даже в длинной игре вам будет чем себя занять.
Не обошлось и без сложностей. Границы городов можно раздвигать, присоединяя провинции и развивая на них улучшения. Поначалу все просто: если вам нужно больше еды для роста населения, постройте несколько ферм. Если вы находитесь рядом с месторождением золота и вам нужно пополнить свой банковский счет, постройте золотую шахту. Но чтобы воспользоваться преимуществами этих провинций, вам нужно убедиться, что они не заняты монстрами. К тому же у вас есть соперники и их претензии, о которых нужно беспокоиться. Захватите провинцию, на которую они претендуют, и у них появятся претензии к вам, которые можно использовать как повод для войны.
Еще больше сложностей, но и возможностей, добавляют разблокируемые специальные улучшения, которые можно построить в своем городе, а затем разместить в провинциях, уже находящихся на вашей границе, убрав бонус, который вы сейчас получаете за что-то более эзотерическое, вроде заклинателя или телепортатора. Последний — настоящая находка, особенно на больших картах, потому что передвижение может занять целую вечность, особенно если вам нужно пройти через участки с неровным рельефом. В игре есть лимит городов (который можно увеличить), но аванпосты в него не входят, поэтому я часто использую их для создания телепортационных сетей, позволяющих моим армиям перемещаться по карте и мгновенно реагировать на любые кризисы.

Не то чтобы не было смысла исследовать карту пешком. Миры Age of Wonders 4 — это поразительные, невероятно детализированные фэнтезийные царства, которые просто кишат интересными событиями. Древние чудеса, полные сокровищ, монстры, которых нужно прогнать из провинций, заразы, способные породить вторжения, и события, которые могут возникнуть по самым разным причинам — единственное, о чем правителям не нужно беспокоиться, так это о спокойной жизни.
Миры Age of Wonders 4 — это поразительные, невероятно детализированные фэнтезийные царства, изобилующие разнообразными развлечениями.
Вам никогда не придется далеко ходить в поисках битвы — большинство карт просто кишат монстрами, даже если вы хорошо играете со своими соперниками-чемпионами и королями-волшебниками. Отличный пользовательский интерфейс особенно полезен при подготовке к бою: наведя курсор на врага, вы увидите, кто именно будет участвовать в сражении (в бою могут участвовать до трех армий по шесть юнитов в каждой) и какой результат ожидается. Вы можете автоматически разрешить каждый бой, но если он пройдет не так, как вам хотелось бы, можно повторить попытку с помощью ручного управления без перезагрузки — очень приятное удобство.
Когда вы будете готовы сами вступить в бой, вас перенесут на тактическую карту, отражающую местность, в которой вы сражаетесь. Иногда это древние руины или скалистая местность, полная укрытий и заслонов, но слишком часто я обнаруживал, что сражаюсь в основном на открытой местности. Карты Planetfall определенно выглядят более продуманными с тактической точки зрения. Однако даже на более открытых картах есть экологические опасности и другие интересные моменты, а сами бои имеют много интересного, так как магия, монстры и особые черты мира сталкиваются, создавая живые конфликты, в которых вам нужно разобрать много информации, чтобы добиться успеха. Вам предстоит многое понять, пытаясь разобраться, что на самом деле делает каждый эффект, а затем пересмотреть свои планы в попытке противостоять им.
Demolitionist

Осада же включает в себя дополнительный уровень: защитник может использовать различные укрепления и хитрости, чтобы выиграть день, а нападающий может подорвать их, потратив ресурсы на осадные проекты до начала битвы. И в зависимости от того, как вы создавали свой вид, вы сможете преодолеть некоторые из этих препятствий. Если ваша армия превратилась в ангельских существ, они могут перелетать через стены, в то время как астральные армии могут просто проходить сквозь них.
За пределами сражений всегда найдется что-то, что помешает вам выйти из игры или снова и снова нажимать End Turn. Возможно, к вам обратятся граждане, которые захотят получить ваш совет, что может принести вам награду, изменить выравнивание или дать вашему виду новую черту. Другой правитель может обратиться к вам с квестом, отправив вас в приключение в неизведанное место. Или же армия, на которую вы собираетесь напасть, решит, что вы слишком круты для них, и позволит вам решить их судьбу без боя. Возможно, вы завербуете их на работу в один из ваших городов или присоедините к своей армии. Из этих событий складывается повествование — история вашей империи.
В AoW4 есть и более явная история, рассказанная в пяти миссиях. Это обычная история, в которой две группы королей-волшебников сражаются за древнюю власть, но сами миссии предлагают интересные цели и особые возможности. Например, в третьей миссии вы получаете заклинание, открывающее хитрые способы победить соперников, например, выкупить контракт соперника у его демонического хозяина, что позволит вам вывести его из игры, не завоевывая его империю. В конечном итоге, однако, карты-песочницы столь же искусны в создании захватывающих историй и целей благодаря случайному стечению обстоятельств.

Благодаря всем возможностям развития своей империи, в Age of Wonders 4 хочется играть снова и снова. Но есть и всеобъемлющая система развития, Пантеон, которая побуждает вас вернуться в игру. Основание городов, создание альянсов, выполнение квестов и множество других действий принесут вам Pantheon XP, которые, в свою очередь, разблокируют очки, которые можно потратить на дерево Pantheon. В качестве вознаграждения можно получить новую косметику, иконки и снаряжение, которые можно использовать в следующей игре. Благодаря этой системе вы также автоматически разблокируете новые типы карт. Тем временем созданные вами правители могут присоединиться к Пантеону, что позволит им появляться в будущих играх в качестве потенциальных друзей или противников. Концептуально я большой поклонник, хотя, признаюсь, мне бы хотелось, чтобы Triumph сделала с этим больше. Новый плащ или шляпа не слишком привлекательны.
Не то чтобы мне требовалось больше оправданий, чтобы продолжать возвращаться. Age of Wonders 4, как немногие другие стратегические игры, царапает мой зуд к экспериментам, соблазняя меня вернуться, чтобы попробовать новые комбинации томов и потащить свою империю в новых, странных направлениях. И каждый раз я возвращаюсь из фэнтезийного путешествия с мешком, полным анекдотов, как, например, когда я воскресил правителя-соперника, который досаждал мне всю игру, в виде неживого приспешника, вынужденного служить мне вечно. Магия делает все веселее.