Обзоры игр

Обзор на Abiotic Factor

Обзор на Abiotic Factor 1

Скажу прямо: Abiotic Factor — одна из лучших игр в жанре выживания и крафта, и, без сомнения, моя любимая. Это заявление даётся легко, ведь, в отличие от большинства игр, о которых я писал раньше, у меня было достаточно времени, чтобы всё обдумать.

Я играю в Abiotic Factor с друзьями уже больше года. За это время мы провели около 80 часов в одном сохранении, наблюдая, как исследовательский комплекс GATE Cascade и все его ужасы — межпространственные и желудочно-кишечные — постепенно разрастаются в реальном времени. Обновления выходят регулярно и всегда радуют: появляются новые огромные зоны, технологии, загадки, улучшения удобства… и, что самое важное, рыбалка.

Обычно я не беру игры до версии 1.0, но мимо этого проекта пройти было невозможно. Abiotic Factor вышла в Steam в мае прошлого года и сразу зацепила своим сеттингом: вы играете за учёных, оказавшихся в ловушке секретного подземного комплекса после катастрофы в духе Black Mesa — и всё это в 1993 году. Для любителей классического ПК-гейминга — настоящая приманка. Но вдохновение Half-Life тут не просто декорация.

Студия Deep Field Games взяла основу выживания из Valheim и Project Zomboid, но полностью посвятила её идее: ботаники, не умеющие обращаться с оружием, спасают мир от межпространственного вторжения, вооружившись офисным оборудованием, докторскими степенями и литрами кофе.

Баланс между работой и выживанием

За более чем 80 часов, проведённых в Abiotic Factor, мы с друзьями бродили по холодным, бездушным коридорам комплекса GATE, стараясь не шуметь и сжимая в руках арбалеты, сделанные из метровых линеек, одновременно жуя чипсы, вытащенные из торговых автоматов.

Основная история Abiotic Factor строится вокруг одной цели — побега. За это время мы грабили ядерные реакторы, исследовали другие измерения, стреляли лазерами по тридцатифутовым монстрам и даже ограбили поезд — всё ради того, чтобы починить один-единственный, чёртов лифт.

Но, если честно, половину этого времени мы провели вовсе не в подвигах, а в создании и обустройстве базы — того самого уютного уголка среди хаоса, где можно перевести дух, сварить кофе и посмеяться над абсурдностью происходящего.

abiotic factor

Наша база стала, пожалуй, моим любимым местом во всех видеоиграх. В её сердце по-прежнему — та самая дырявая комната охраны в кафетерии, где в первый день мы поставили верстак и пару ящиков. С тех пор она медленно, но уверенно разрасталась — словно отражая огромное и безумно изобретательное древо технологий Abiotic Factor, постоянно подкидывающее нам всё новые странные штуки для крафта.

Со временем нам стало тесно, и мы переехали на кухню, где мой друг проводил дни, изобретая портативные плиты, очищая воду и готовя проклятые инопланетные бургеры, супы, роллы и суши, лишь бы не умереть с голоду. А потом мы открыли возможность выращивать растения из Антеверса — и наша импровизированная ферма расползлась аж до входа в кафетерий.

Не успели мы оглянуться, как наша база превратилась в настоящую укреплённую крепость, наполненную всё более опасными и безумными изобретениямилазерными турелями, туалетами из пустоты и даже инопланетянином, которого мы умудрились запереть в пробирке. При этом всё это выглядело как уютный музей наших приключений, где каждая вещь напоминала о пережитых безумных экспедициях и едва избежанных катастрофах.

Abiotic Factor

Гениальный приём Abiotic Factor заключается в том, что её корпоративные локации изначально не предназначены для строительства — здесь нет пустых площадок или просторных полей, как в большинстве выживалок. Вместо этого тебе приходится высекать уют из стерильных офисных пространств, превращая бездушные коридоры и лаборатории в жилище с характером. И именно это делает процесс невероятно увлекательным — ты не просто строишь дом, ты обживаешь уже существующий мир, приспосабливая его под себя.

В одной из наших выездных баз мы провели целую ночь, превращая безликую лабораторию в гурманскую кухню и стрелковый тир — с разделочными досками, ящиками с патронами и холодильниками для трофейной еды.

Этому способствует и то, что мир игры буквально переполнен предметами интерьера — мебелью, фотографиями, безделушками, которые мы находили во время вылазок и таскали домой, как сороки. Благодаря стильно оформленной гостиной, полке с фигурками GATE и десяткам фотографий собак, наш штаб превратился из обычного набора рабочих станков в живой, уютный уголок среди кошмара межпространственного апокалипсиса.

abiotic factor

Сухость во рту

Уютные пространства в Abiotic Factor — это не просто декоративная мелочь. Игра наполнена множеством систем, симуляций и навыков, которые выходят далеко за рамки стандартного выживания с полоской голода. Это единственная выживалка, в которой важно не только выживать, но и процветать. Сон и походы в туалет превращены в мини-игры с таймингом. Стоя возле обогревателя, персонаж быстрее восстанавливает здоровье. Кофе даёт сопротивляемость холоду. Даже простое сидение на диване замедляет накопление усталости.

Связывание обычного ухода за телом с игровым циклом выживания отлично усиливает ролевой элемент. В Abiotic Factor обычные разговоры касаются ужина, усталости или планирования вылазок за ресурсами — при этом персонажи сидят на диване и попивают газировку. Это самая живописная и правдоподобная система выживания, учитывая постоянное присутствие смертоносных охранных роботов, культовых милиций и NPC «Сослуживца», который ходит на четырёх ногах и умоляет о еде.

abiotic factor

Я до сих пор регулярно удивляюсь, обнаруживая новые баффы и дебаффы, которые срабатывают от конкретных действий. Промахнулись в мини-игре сна? Извините, вы вялый (+30% к усталости).

Недавно съели вкусный суп? Поздравляем, теперь вы «Супер-сыты» (голод медленно уменьшается некоторое время).

И это всё поверх увлекательной системы черт характера, которая позволяет при создании персонажа выбирать как положительные, так и отрицательные бонусы. Вы можете взять больше положительных черт, согласившись на дополнительные отрицательные — и даже после 80 часов игры они продолжают влиять на наш стиль прохождения совершенно неожиданными способами.

abiotic factor

Моя черта «Буфф-умник» не раз выручала, когда приходилось тащить 36 килограммов снаряжения, но чтобы позволить себе эту суперсилу, я взял «Слабый мочевой пузырь» — черту, из-за которой меня прозвали «постоянно бегущим в туалет» во время экспедиций. Если туалет находился поблизости — отлично, а если нет… скажем так, ачивку «Случаются несчастья» я получил рекордно быстро.

Тем временем моя подруга выбрала черту «Нарколептик», проклятие, из-за которого она постоянно засыпала, пока исследовала мир. В итоге она даже начала путешествовать на офисном кресле на колесиках, чтобы не вырубаться от усталости. Позже она справилась с этим, прокачав Силу, чтобы носить с собой военный раскладной койко-матрас в рюкзаке.

Обзор эффективности

Классы, выбранные при создании персонажа, дают лишь шаблон того, как можно развивать учёного, но это не жёсткая система. Вы постепенно становитесь лучше в том, чем занимаетесь: будь то бег, скрытность, стрельба, готовка или тряска торговых автоматов.

Признак качества Abiotic Factor в том, что здесь столько странных и увлекательных вариантов боя, что каждый из нашей пятёрки игроков развил собственную специализацию. Кто-то создавал электрифицированные клинки, кто-то модифицировал монтировки, кто-то освоил метание дротиков, а кто-то изобрёл смертоносный дисковый шутер из деталей воздушного компрессора. Я выбрал дальний бой с самого начала, соорудив самодельный арбалет из метровых планок и резинок. Долгое время я не мог удерживать прицел на цели дальше трёх метров, но в итоге стал точным снайпером нашей группы.

abiotic factor

Боевая система

Сам бой здесь не идеален: дубинки и монтировки издают не слишком удовлетворяющий звук «бух», слишком близкий к классике Half-Life, враги на ранних этапах очень живучие, обратная связь от урона слабая, а попадания могут регистрироваться с задержкой, если у хозяина игры плохой интернет.

В типичном FPS это бы раздражало, но в Abiotic Factor меня это не тронуло. Всё внимание уделялось сумасшедшим изобретениям и развитию технологического дерева. Трубные дубины и кухонные ножи, с которыми мы проходили начало, постепенно сменились лазерными мечами, установками для распыления слизи, электромагнитными арбалетами и ещё десятком безумных гаджетов, о которых я не хочу раскрывать детали.

Обычные огнестрельные оружия в игре тоже есть, но их использование сильно ограничено. Боеприпасы встречаются редко, а большинство пушек становится пригодным только после апгрейда. Причина в том, что Deep Field умело хочет сделать упор на создание собственного способа решения проблемы. Это отражено в интерфейсе крафта: здесь есть мини-игра, в которой вы мысленно собираете изобретение из компонентов, прежде чем оно станет постоянным рецептом.

abiotic factor

Выезд на задание

Когда мы снаряжаемся и отправляемся исследовать новый сектор комплекса GATE, Abiotic Factor превращается в кооперативную кампанию наподобие Half-Life. Сюжет линейный: у вас всегда только одна главная цель, но Deep Field умело указывает «что» нужно сделать, оставляя вам самому решать «как».

Хотелось бы, чтобы цели были более разнообразными от сектора к сектору — чаще всего «что» сводится к починке какой-нибудь машины с помощью создания специализированной техники. Тем не менее, сами локации наполнены достаточным количеством деталей и особенностей, чтобы поддерживать интерес.

Самое захватывающее в ночных вылазках — это находка нового здания. Группа рассредотачивается как стая собак, тщательно исследуя каждый уголок в поисках сюжетных деталей, персонажей для общения и мебели, которую можно забрать или использовать.

abiotic factor

Путешествия в неизведанное

Я никогда не забуду ночь, когда мы наконец прорвались через производственный блок, устроив гигантский взрыв, наш напряжённый дайвинг в гидроэлектростанции, день, когда один снайпер в коридоре уничтожил всю нашу команду, или момент, когда мы прошли через портал в Антеверс и поняли, что Abiotic Factor охватывает гораздо больше мест, чем сам комплекс GATE. По всей игре разбросаны порталы в альтернативные измерения, которые расширяют лор расы Экзор и раскрывают абсурдные инициативы GATE.

Эти регулярные вылазки в неизведанное уникальны для игр жанра выживания. Они не только разнообразят однообразные коридоры комплекса, но и предоставляют Deep Field площадку для экспериментов с жанром. Например, ранний портал в мир Флэтхилл превращается в эпизод survival horror, где нужно избегать взгляда 6-метрового скелетоподобного монстра в жилом районе. Другой портал предлагает ожесточённое сражение с милитаризованными уборщиками GATE на поезде, застрявшем в бесконечном цикле.

Deep Field стимулирует повторные визиты в портальные миры, наполняя их уникальными ресурсами, которые обновляются каждую игровую неделю. Это ближайший аналог «фермерства» в Abiotic Factor, так как ресурсы в основном комплексе не восстанавливаются.

Более подробно описывать тёмные, извращённые и порой восхитительные уголки GATE я не буду — это испортило бы главное удовольствие от игры. Вместо этого надеюсь, что этот альбом скриншотов с нашими приключениями за последний год поможет передать атмосферу.

abiotic factor

Abiotic Factor — это дезориентирующая смесь жанров, способная увлечь как закоренелых любителей выживания, так и тех, кто жаждет всего, хоть немного похожего на Half-Life. Но настоящая магия игры не в чужих измерениях или на верстаке для крафта. Она проявляется в паузах — тихих моментах между приключениями, когда унылый саундтрек GATE становится успокаивающим фоном для обсуждений друзей о сюжете, о том, какой суп готовится на плите, или о том, куда пойти дальше.

Если есть возможность, играйте в Abiotic Factor с лучшими друзьями и неспешно. Делать здесь есть невероятно много, и торопиться некуда. Финальная глава версии 1.0 превосходна, а с такими изменениями, как Лавка Улучшений, игра даже побуждает начать всё заново.

Я точно вернусь к ней через пару лет, потому что теперь, когда Abiotic Factor полностью вышла, это однозначно будущая классика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 15 =